Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто занимается изучением Торы в нужде, тот доживёт до того, что будет исполнять её в богатстве»Пиркей Авот 6, 9

Лейцaнут-Детали, которые портят жизнь

04 ноября 2010, 18:43

Отложить Отложено

 

 

В качестве предисловия


Мишна в Пиркей Авот (1:17) говорит:  "главное не проповедование, а дело".  Р. Йона объясняет, что имеется в виду то, что когда чему-нибудь учишь других, то в первую очередь нужно это выполнять самому.  От идеала описанного ниже я очень далек, и поэтому долгое время не решался выставить эту статью.  Но потом, все-таки решил, что другим, да и мне, она будет полезна, хотя бы для того чтобы осознать, что существует идеал, к которому следует стремиться.
 

 

Лейцанут--отсутствие идеалов


В последние 200 лет, цивилизованное человечество, иначе говоря те страны населенные европейцами и их потомками, прекратило поклоняться традиционным религиям и повернулось к поклонению самого себя.   Это выражалось в обожествление либо всего человечества, либо отдельной его составляющей.  Новые религии обещали достичь всеобщего или, как минимум, общенародного блага засчет науки, техники и прогресса.  У них, как у любой религии, были свои храмы, пророки и даже еретики. Как и все религии, они требовали жертв.  Тех, кто принесли себя в жертву ради достижения великих идеалов, покрывала вечная слава и почет.  Общество продолжало жить во имя идеалов и построения лучшего, более справедливого общества, будь то установления коммунизма во всем мире, сионизма в Израиле, или прав человека и равенства на всей планете

.
Евреев из этих богов, в основном, увлекали марксизм, сионизм и западный либерализм.  У советских евреев марксизм к развалу СССР полностью исчез и вот наконец-то вырвавшись в свободный мир встал вопрос:  а теперь что?   Ответ оказался странным:  да так, ничего особенного.  В Израиле, потомки основателей государства исповедуют пост-сионизм, а в Америке бороться нужно лишь ради собственного заработка.  
Оказалось, что современный светский западный человек живет совершенно без идеалов, если не считать экономического роста. А это и есть лейцанут.  Помните, как мы определили лейцанут--несерьезное отношение к жизни.  А от чего ему быть серьезным, если жить незачем, бороться ни с чем не надо, а наоборот, следует принимать жизнь такой, какой она есть?


Эта разновидность лейцанута пропитывает западное общество.  А поскольку мы, в основном, живем в нем, то на нас тоже это влияет.  Нет, человек, который соблюдает Тору, безусловно никогда не скажет, что жизнь бессмысленна.  Но, все-таки, влияние общества будет себя проявлять, например в том, что появляется легкомысленное отношение к своим поступкам.  К главному, (у каждого человека главное определяется по-своему) будем относиться серьезно, а к остальному так, без излишнего напряжения.


А этот подход совершенно неправильный.  Для иллюстрации идеального отсутствия этой разновидности лейцанута приведем, в качестве примера,  Алтера из Кельма (р. Симха Зисл Бройде, зцл, 1820-1893, основатель Келмской йешивы).  Про него говорили, что все его движения были расчитаны до такой степени, что он даже не поворачивал голову, не подумав предварительно, с какой целью он это делает.  Для него каждое малейшее движение должно было быть оправданным, иметь цель и смысл.  Нам, естественно, это непостижимо.  
Между идеалом, который олицетворял р. Симха-Зисл, и полным отсутствием серьезного отношения к жизни существует много разных ступеней.  Как и в отношение всех идеалов, которые ставит Тора, и которых нам не достичь, наша задача--стремиться к идеалу.  Пребывание же в современном западном обществе отталкивает нас от этого идеала к отрицательному полюсу, к лейцануту.   Поэтому нужно это осознавать и активно толкать себя в противоположную сторону.


Как это проявляется в лашон ара?  Очень просто.  Вся идея шмират алашон (слежения за речью) заключается в том, что человек все время должен обращать внимание на то, что он произносит, на детали.  Иначе говоря, серьезно относиться к тому, что говорит. А если человек привык к тому, что "кому сказал, что сказал, как сказал", не очень важно, это "так, детали", то научиться следить за своей речью будет очень трудно. 

 

Наглядный пример--"Казалось бы детали"

Как раз вчера мне довелось увидеть как несколько, в общем хороших, доброжелательных, даже находящихся в дружеских  отношениях, людей разговаривали с друг другом.  Разговор продолжался недолго, и протекал по следующей логической схеме:


1. А поправляет Б. 
2. Б язвительно утверждает, что А не прав
3. Ц смеется над Б.


А теперь, в литературном изложение:


В израильском городе Н-ске стоят вместе Рабинович, дядя Миша Кукушкинд и Гидон (ранее Гена).  Стоят и обсуждают политику.  Рабинович докладывает о вчерашнем заседание Кнессета и сообщает своим собеседникам o том, что вчера говорил политик д-р А.
--Да не доктор он, а химик,--говорит дядя Миша.
--Должен тебя разочаровать, если бы он был химиком, его бы нaзывали профессор,--важно парирует Рабинович.
--Ты иврита не знаешь. Я один раз смотрел телевизор, там было написано ХК А,--запальчиво отвечает дядя Миша.--А ХК значит Хеврат Кимия, то бишь химия по-нашему.
А Гена начинает громко смеяться,--да, безусловно, ХК это же хоккейный клуб.  Он конечно химик и за Химик играет!

 

Почему мы не обращаем внимания на то, что хочется кого-нибудь подколоть, поправить, над-кем нибудь посмеяться? Почему нас это не волнует?  Это "так, детали", но сколько боли они приносят в отношениях между людьми.


А если человек будет смотреть за тем, чтобы в деталях кого-нибудь не обидеть, тогда и в более важном он будет стараться никому не навредить.  В Шмират аЛашон (Шаар аЗхира, гл. 1) Хафец Хаим обьясняет, что именно из-за этого царь Давид посоветовал (Теилим 34:13-15) тем, кто хочет уйти от зла, смотреть за своей речью.  Ведь человек, который боится навредить другому нечаянно сказанным словом, тем более не будет нарушать других заповедей бен адам лхаверо (между человеком и человеком).  И таким образом, научившись не говорить лашон ара, мы в корне изменим свое отношение к другим.
 

 

П.С  Может быть читатели возразят, что на основе сказанного выше, выходит, что мы уже полностью потеряли способность обращать внимание на детали и придавать им важность.  Это ошибочно, наглядное опровержение этому--деньги.  Когда дело доходит до них, на детали очень и очень смотрят, и даже в современном обществе.
 

Теги не заданы