Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ВЕРИТЬ ТАЙНОМУ КОТОРОЕ СТАНЕТ ЯВНЫМ

Отложить Отложено

 

Хотел бы извиниться перед читателями за длительное отсутствие. Но так вышло, что около трех месяцев назад у моей бабушки произошел инсульт и нужно было ей уделить побольше времени. Поэтому никак не мог выбраться, чтобы написать следующую статью. Но вот, наконец-то, добрался. Хотелось бы попросить читателей молиться за её рефуа шлейма (полное исцеление). Имя — Эстер бат Малка-Рейзл. 

 

 

 

Еще одно разрешение (этер) — это верить тому, что Талмуд называет милта дэ-авида лэиглуэй — информация, которая станет известной и очевидной (для всех заинтересованных лиц). Иначе говоря, можно верить, если я могу очень легко проверить, является сообщенная мне информация правдой или нет. Другая разновидность милта дэ-авида лэиглуэйправда то, что мне сообщили, или нет, станет понятно без всяких усилий с моей стороны. Почему такой информации можно верить? Поскольку нормальный человек (это условие мы потом рассмотрим подробнее) не желает быть уличенным во лжи, мы можем полагаться на то, что он/-а нам говорит правду. 

 

 

Это разрешение Хафец Хаим (законы лашон ара, гл. 7, прим. 8) выводит из следующей ситуации, описанной в Талмуде (Моэд Катан 16 б): 

 

Приказал (своим ученикам) Раби (Раби Йеуда а-Наси — редактор Мишны), чтобы не повторяли (то, что он говорил) своим ученикам при людях (букв. «на улице»). Вышел раби Хия и повторил (слова Раби) своим племянникам, Раву и Раббе бар-бар-ХанеУслышал Раби (что раби Хия так поступил), и ему это не понравилось (неточный перевод слова икпид). 

 

Пришел р. Хия навестить РабиСказал ему Раби: «Ия (Маарша объясняет, что р. Хия одинаково произносил хэт и эй, то есть Раби его передразнил)кто тебя зовет на улице (т.е. Раби упрекнул р. Хию за то, что тот ослушался его). 

 

 

Хафец Хаим спрашивает: как Раби мог поверитьчто р. Хия нарушил его приказ? Ведь это тоже лашон а-ра (поскольку утверждается, что р. Хия поступил неправильно). И отвечает: потому что повторял р. Хия слова Раби при людях или нет, очень легко проверить, и здесь мы можем применить правило милта дэ-авида лэиглуэй ло мэшакрэй иншей — о том, что станет явным, люди не врут. Поэтому Раби имел право поверить, что р. Хия ослушался его. 

 

 

Давайте рассмотрим это разрешение глубже. 

 

Обычно действует правило: эд эхад нээман бэ-исурин — в вопросах о разрешённой и запрещённой пище (в отличие, например от денежных вопросов и большинства вопросов, связанных с запрещёнными половыми связями) можно полагаться на одного кошерного, то есть соблюдающего Тору, еврея. Если он (или она) мне говорит, что это мясо можно есть, то я имею право поверить этому и съесть его. В этом случае я полагаю, что мне сказали правду и мясо действительно кошерное. Кто или что это гарантирует? Только честность человека, на чьи слова я полагаюсь. И Тора говорит намэто разрешено, мы имеем право полагаться на его честность. 

 

Но когда речь идёт о лашон а-ра, это правило не действует. Тут как раз нам говорят: на честность не полагайся и не верь лашон а-ра, который произносят все люди, за исключением МКБТ (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_1477.html ). 

 

Однако в случае с милта дэ-авида лэ-иглуэй мы не полагаемся на внутреннюю честность человека, на то, что он не будет лгать из-за внутреннего ощущения, что врать — плохо. Тут у нас есть внешняя причина верить ему. Мы верим не потому, что он человек честный и из принципа врать не станет, а потому, что он боится, что его уличат во лжи. Иначе говоря, здесь Талмуд нам раскрывает, что чувство стыда перед другими людьми сильнее, чем внутренняя честность, и на это чувство стыда мы можем полагаться даже в тех случаях, когда на честность полагаться нельзя.  

 

В Талмуде описано еще несколько ситуаций, в которых разрешается полагаться на милта дэ-авида лэиглуэй. 

 

 

 

Рош а-Шана 22б

 

 

Во времена Талмуда, когда еще не было постоянного календаря, каждый месяц вставал вопроскогда Сангедрин установил Рош Ходеш (начало месяца) — на 30-ый день предыдущего месяца или на 31-ый? Рассказывает Талмуд, что пришел Улла (знаменитый мудрец) и сказал, что Сангедрин объявил такой-то день Рош ХодешА это определяет также, когда будет Песах (если речь идет о месяце Нисан) или Суккот (если речь идет о месяце Тишрей). И люди ему верят. Талмуд утверждает: не только Улле, великому человеку, можно верить, но и простому человеку, поскольку в случаекогда ложь станет очевидна, человек не врёт. 

 

 

 

Йевамот 79а 

 

 

Талмуд рассказывает, как во время войны с филистимлянами (см. Книгу Шмуэля) царь Шаул обещал отдать свою дочь в жёны тому, кто поразит Голиафа. Выходит, как всем известно, Давид. Царь Шаул и его советники обсуждают, можно ли отдать Давиду в жёны еврейскую девушку, ведь он происходит от моавитянки Рут, а в Торе сказано, что с моавитянами родниться нельзя. Главнокомандующий Шауля Авнер утверждает, что этот запрет не распространяется на женщин, Рут имела право выйти замуж за еврея (приняв еврейство), и получается, что Давид — нормальный еврей. А Доэг, главный мудрец, доказывает, что закон запрещает родниться и с моавитянками и, следовательно, Давид имеет статус мамзера (рождённого в результате запрещённой связи) и жениться на обычной еврейке ему нельзя.  

 

Тут в спор вмешивается Йитра-ишмаэлит (араб). Кстати, комментаторы Танаха говорят, что его называли «арабом» потому, что он долгое время жил среди арабов, точно так же, как нас сегодня называют «русскими». 

 

 

Йитра говорит: «Всякий, кто не признает, что родниться запрещено только с моавитянами, а с моавитянками — разрешено, будет пронзён моим мечом, ибо такую традицию принял я от пророка Шмуэля»И на этом дискуссия заканчивается, поскольку с традицией, полученной от Шмуэля, спорить невозможно. 

 

Талмуд спрашивает: почему поверили ЙитреВедь есть правило — если мудрец приходит и говорит, что он получил ту или иную традициюему верят только в том случае, когда он не является заинтересованным лицом (т.е. ему безразлично, какое именно решение будет принято по обсуждаемому вопросу). А Йитра-ишмаэлит был женат на сестре Давида и поэтому прямо заинтересован в том, чтобы на моавитянок запрет не распространялся и чтобы Давид и его собственная жена не были признаны мамзерами! 

 

Ответ Талмуда: пророк Шмуэль еще жив, и, как объясняет Раши, если бы то, что Йитра передал от имени Шмуэля, было ложью, это бы очень быстро выяснилось. Поэтому мы может верить словам Йитры. 

 

 

В этом случае мы видим ту же логику, с помощью которой обосновано разрешение верить лашон а-раОбычно мы можем полагаться на внутреннюю честность мудреца и верить: он действительно слышал от своих учителей то, что передаёт от их имени. Однако там, где присутствует личная заинтересованность, на внутреннюю честность мы полагаться не можем. А на чувство стыда и нежелание оказаться лжецом в глазах других — можем. 

 

 

 

Теги не заданы