Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Последнее - жертвовать!

28 марта 2010, 10:02

Отложить Отложено

 “Когда мой бизнес потерпел банкротство, у меня оставалась небольшая сумма денег, и я решил пожертвовать последнее нуждающимся”, - рассказывал мне Йерахмиэль Мильштейн - сегодня один из самых популярных лекторов по иудаизму в Америке… 

Зачем отдавать последнее? - спросите вы. Действительно, по закону человек не должен этого делать, чтобы самому не стать “получателем подаяний”. И все же есть особый смысл в желании поделиться последним. 

“Если вы хотите преодолеть эти трудные времена, то, несмотря ни на что, жертвуйте больше денег! - обратился рав Авраам Шор к евреям, собравшимся в его синагоге в Бруклине в разгар финансового кризиса. - На Небесах усилилась ограничивающая благословение категория Суда. Однако если мы будем творить милосердие на Земле, то пробудим милосердие и на Небесах!”

Мне кажется, что многие интуитивно ощущают мудрость этой мысли. Так, например, я помню, как мама, ухаживающая за родственником в больнице, активно помогала больным вокруг, объясняя: те, кто хотят удостоиться милосердия, должны сами милосердно относиться к людям…

Рассказ об Исходе евреев из Египта начинается с того, что хозяин дома ломает мацу и обращается к собравшимся за столом в пасхальную ночь: 

- Вот он - хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте. Каждый, кто голоден, пусть приходит и ест с нами. Каждый, кто нуждается, пусть приходит и празднует Песах с нами! Сейчас мы здесь, но на будущий год - в стране Израиля! Сейчас мы рабы, но на будущий год мы будем свободными людьми!

Эти слова мудрецов можно по праву назвать нашей “декларацией независимости”. 

- Почему мы ломаем мацу? - спрашивает Магараль из Праги и отвечает:

- Этим мы выражаем готовность делиться даже последним куском хлеба бедности! 

- Почему приглашаем бедных за стол и выражаем веру в грядущее освобождение?

- Потому что это наш путь к свободе! В заслугу за то, что даже в рабстве мы помогаем голодным, мы удостоимся освобождения! Магараль основывает эту мысль на словах пророка: “Так сказал Вс-вышний: храните справедливость и творите милосердие, ибо приближается спасение Мое и милосердие Мое откроется” (Иешаягу, 56:1).

В первую очередь человек должен хранить справедливость, честно зарабатывая свой хлеб. Лишь тогда его пожертвования являются добрым делом. Ибо цель не оправдывает средства: пожертвованиями не оправдать воровства. Однако творящий милосердие удостоится милосердия Вс-вышнего! 

“Вс-вышний - тень твоя!” - писал царь Давид в своих Псалмах (121:5). Подобно защищающей от знойного солнца тени, Вс-вышний защищает человека от бед. Тень следует за нами по пятам. Поэтому следует помнить, что и Вс-вышний не оставляет нас в беде - о чем писал царь Давид: “Вижу Вс-вышнего перед собой всегда!” (16:8).

Более того, тень человека “копирует” его движения, объяснял основатель хасидизма Баал Шем Тов. Так же и Вс-вышний в каком-то смысле “копирует” поведение людей. Когда человек строго судит окружающих, то и Небеса отвечают ему тем же. Если он проявляет снисходительность, то и Небесный Суд снисходителен к нему. И если человек творит милосердие на Земле, то и Небеса милосердны к нему. 

За какие заслуги евреи удостоились Исхода? 

Когда Фараон усиливал тяжесть изгнания, то евреи заключили “союз добрых дел” - быть милосердными друг с другом, рассказывают мудрецы Талмуда (Тана Дбей Элиягу). Став свидетелем великого чуда развержения моря, Моисей запел: “Ты милосердием Твоим ведешь народ” (Шмот, 15:1-13). 

Вс-вышний “милосердием повел евреев”, потому что евреи милосердно относились к друг другу. В этом смысле милосердие Вс-вышнего, проявившееся в чудесах Исхода, стало наградой за милосердие евреев, которые творили добро, находясь еще в египетском рабстве. Ведь Вс-вышний, подобно тени, отражает наши поступки и ведет нас, мера за меру, по тому пути, который мы выбираем.

Теги: Тора, евреи, Песах