Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

Необычный штикл

Отложить Отложено

 

В йеккевской синагоге Кирьят Сефера каждый шабат после мусафа один из членов общины дает урок по недельной главе. К выступающим предъявляется два требования:

1. Нужно уложиться в 10-15 минут (чолнт подгорает).

2. Урок должен состоять из двух частей:

а. алахическая часть (обычно связанная с какой-нибудь мицвой, упомянутой в недельной главе, или с алахот приближающихся праздников)

б. то, что называется "агадта" (или "шмус" - сихат мусар), тоже как-то связанная с недельной главой.

На прошлой неделе габай торжественно сообщил мне, что в следующий шабат (Ницавим-Вайейлех) подходит моя очередь, и я должен выступить перед публикой. 

Готовясь к перформансу, я выбрал следующие темы: для алахической части одного из последних шабатов уходящего года подходит последняя, 613-я мицва (согласно порядку Сефер а-Хинух) - обязанность каждого еврея написать Сефер Тора, а для шмус - тему Эстер Поним (сокрытие лица Вс-вышнего).

Если кому-то интересно послушать первую часть оперы - он приглашается посетить незабываемую утреннюю молитву в Кеилас Ашкеназ КС (начало в 7.50), после которой будет дан упомянутый урок. А вторую часть мы выложим здесь в виде штикла, хоть и не совсем обычного. Необычность этого штикла состоит в том, что:

1. На него не существует "правильного" ответа, есть множество легитимных возможностей, более красивых или менее красивых, но правильных. Поэтому попросим наших читателей предоставить в комментах свои варианты, а я следующим постом предложу свой.

2. Ответ должен быть оформлен в виде машаля (то, что по-русску называется "притча").

 

А теперь - штикл.

18-й пасук 31-й главы книги Дворим говорит о наказании, которое постигнет евреев в случае, если они отвернутся от Вс-вышнего и разорвут союз с Ним: "А Я в тот день скрою Свое лицо за все то зло, которое они сделали..."

На протяжении всей еврейской истории существует два вида управления со стороны Вс-вышнего: открытие лица и сокрытие лица. В первом случае - когда евреи ведут себя подобающим образом, весь народ находится на своей земле, у евреев есть Храм, в котором приносят жертвоприношения, есть пророчество - прямая связь со Вс-вышним и многие события происходят вопреки установленным законам природы, то есть, то, что называется "чудесами". Во втором - когда евреи ведут себя нехорошо, прямого управления Вс-вышнего не видно, народ разбросан по разным странам, подчинен чужим правителям, терпит бедствия и все происходит "по законам природы" (за редкими исключениями).

Но это не единственные признаки сокрытия или открытия лица Вс-вышнего. Ситуация отличается и в том, что касается наказаний. В случае открытия лица - наказания за проступки следуют неотвратимо и немедленно (например: место выпадения мана, цараат, засуха и неурожай, карет, смерть кораха с его компанией, смерть мераглим и т.д.). В случае же Эстер Поним - наказания неявные, небыстрые, и иногда даже кажется, что они вообще отсутствуют.

Хотя, по логике, должно быть с точностью до наоборот: если у царя есть фаворит - он не только одаривает его подарками и привилегиями, он еще и смотрит на его нарушения "сквозь пальцы", стараясь лишний раз его не наказывать. А если человек фаворитом не является - то тяжелая десница закона настигает его немедленно и неотвратимо.

Вопрос:

Почему в том случае, когда еврейский народ ведет себя, как надо - наказания за его проступки имеет четкую форму Закона, а когда они отворачиваются от Вс-вышнего - наказания осуществляются не сразу и не точно, если вообще?

 

 

Успехов.

Теги: Штикл