Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

О прошедших праздниках. Интересная деталь и вопрос-штикл + update

02 октября 2018, 13:59

Отложить Отложено

 

В этом году между Йом Кипур и Суккот был всего один полноценный день, за который надо было успеть поставить сукку (в нашем случае - две), купить набор арба миним (в нашем случае - пять наборов), закупиться продуктами и перенести праздничное меню из кулинарных книг в кастрюли. Поэтому пост к празднику Суккот писать было некогда. А про Шмини Ацерет, который наступает сразу после Суккот - мы вообще никогда не писали.

Исправляемся.

 

Начнем с последнего.

Среди многих особенностей Шмини Ацерет есть одна, не совсем известная широкой публике. Может, кому-то пригодится на следующий год.

 

Тора сообщает, что после того, как Моше получил приговор о том, что он не войдет в Землю Израиля, он молился Вс-вышнему об отмене этого приговора. Хазал говорят, что он успел помолиться 515 раз (по числовому значению слова "ואתחנן"), после чего Творец приказал ему прекратить молитвы. И если бы он помолился еще раз - приговор был бы отменен.

"Сефер а-тодаа" от имени Зоар и мидрашим приводит, что Моше начал молиться в час суда - Рош а-шана. Из гмары известно, что каждая молитва праведников занимает час. Если мы отсчитаем от Рош а-шана 516 часов - мы получим время восхода солнца Шмини Ацерет (21 день до конца Ошана Раба - 504 часа, и еще 12 часов ночи Шмини Ацерет). Вс-вышний остановил Моше именно перед 516-й молитвой, потому что восход солнца Шмини Ацерет - время окончания суда, начавшегося в Рош а-шана, время, когда ни одна молитва не остается без ответа. И если бы Моше в этот момент попросил бы войти в Землю Израиля - он бы вошел.

Многие привыкли молиться с восходом солнца в Шавуот или Ошана раба, но практически никто (кроме тех, кто весь год молится הנץ) не молится с восходом в Шмини Ацерет.

И очень зря.

 

А теперь - про Суккот.

У меня возник вопрос, на который можно дать несколько ответов, поэтому на полноценный штикл с призами он не потянет. И, тем не менее, интересно было бы послушать варианты ответов наших читателей, а я, в свою очередь, после того, как все желающие отпишутся в комментах, вывешу апдейтом свой вариант.

В качестве бонуса для участников следующим постом בס''ד откроем новый тег.

Надеюсь, будет интересно.

 

Итак - вопрос:

В трактате Авода зара (3а) говорится о том, что в конце дней народы мира, увидев награду Израиля, обратятся к Вс-вышнему с просьбой дать им какую-то мицву и Он даст им "легкую" заповедь - сукка. Они строят суккот на крышах, солнце их поджаривает, они пинают свои суккот и выходят, оставшись без награды. Спрашивает гмара: если в сукке жарко - можно выйти, т.к. есть правило, что "тот, кто страдает в сукке - освобожден от исполнения заповеди", и отвечает - "евреи выходят, но не пинают".

Как нам известно из гмары - классический пример "срадающего в сукке" - дождь. Почему в этом случае используется именно жара?

 

 

UPD. Наши читатели предложили много интересных вариантов, большое им спасибо.

До кучи, аффтор представляет свой вариант ответа:

Назначение сукки - укрытие от солнца, с этим связано много алахот, касающихся схаха (крыши сукки). Сама специфика схаха (его дырявость) подразумевает абсолютную неспособность обогреть помещение (горячий воздух поднимается вверх и просачивается сквозь крышу) и защитить находящихся внутри от дождя (вода просачивается сквозь крышу в обратном направлении). Именно поэтому, когда говорят об освобождении от обязанности сидеть в сукке - в качестве примера приводят холод или дождь.

Дом, который невозможно обогреть или в котором нельзя укрыться от дождя - не дом, в котором человек может жить. То есть - проблема в самом строении.

В то же время, человек, который убегает из сукки, чтобы спастись от жары - куда он бежит? На улице - еще жарче. В доме есть кондиционер? А почему его нет в сукке? Сукку необходимо обустраивать также, как и дом (תשבו כעין תדורו), тем более, что даже дом с дырявой крышей можно неплохо охладить. То есть - при побеге от жары, проблема не в строении, а в человеке.

Если бы народы мира пнули сукку, спасаясь от дождя, могло бы создаться впечатление, что они расстроились из-за того, что данное строение не позволило им исполнить мицву. Но т.к. пинок был из-за жары (а в этом случае в строении нет никаких проблем) - понятно, что он предназначался самой мицве.

Теги: Суккот, Штикл