Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Неподражаемый Художник

Отложить Отложено

 

Я так понимаю, что лекция, данная аффтором на прошлой неделе в Акко, администрацией записана не была, поэтому выкладываю ее слегка сокращенную письменную версию (шоб добро не пропадало). Все иллюстрации, упомянутые в тексте, можно найти в книжках аффтора (здесь приведен полный список со ссылками на посты и книжный магазин Toldot).

 

В первой книге Шмуэля есть пасук (2.2), в котором говорится "нет скалы, подобной Вс-вышнему" ("אין צור כאלקינו"). РаШИ говорит, что вместо "צור"(скала) следует читать "צייר"(художник). То есть - "нет художника, подобного Творцу".

Отсюда следуют два вывода:

а. Вс-вышний сравнивается с художником, значит - есть что-то общее между профессией художника и Творцом.

б. Написано, что нет художника, подобного Творцу, значит - все-таки отличия есть.

 

Чтобы понять, чем художник подобен Творцу и в чем состоят отличия - надо разобрать, что именно отличает профессию художника от остальных профессий (например, от фотографа). Этим мы и займемся.

 

1. "Скажите мне как художник художнику, вы рисовать умеете?"

 

Любой художник, в принципе, рисует то, что ему захочется и так, как "он видит". Но, при всем при этом (если только он не "квадрат Малевича"), он ограничен разными правилами и законами. Еврейский художник до кучи имеет себе еще и алахические ограничения. Мы не будем здесь подробно их разбирать (это тема для отдельного поста, а то и для целой книги), посмотрим только на один запрет - запрет изображения светил. Большинство алахических авторитетов запрещает даже плоскостное изображение Солнца и Луны. Как же кошерный художник может обойтись в своем творчестве без этих важных небесных тел? А вот так:

 

 

 

1.Иллюстрация из книги "Алеф-Бейс". 2.Фрагмент иллюстрации из "Дневника Пустыни". 3.Иллюстрация на реверсе обложки книги про "Гаавтаник"(ч.2).

 

 

 

То есть - заслоняем часть светила каким-то объектом, и получается живописно, романтично - и в высшей степени кошерно.

 

Кроме алахических заморочек, над любым художником нависают еще и морально-этические ограничения. Когда рав Чейт предложил мне изобразить старика в Агаде с отрубленным пальцем (сославшись на Мидраш, говорящий о том, что в Египте все евреи были калеками) - я ответил ему, что для таких прибамбасов ему придется поискать другого художника. Максимум, на что я оказался способен - это наклеить ему кусочек пластыря. И даже при таком "мягком" подходе в меня полетели тапки (см. пост по вышеприведенной ссылке).

Когда мои отпрыски притащили из библиотеки комикс про царя Давида (который был там изображен в виде рыжего аврехчика), они спросили меня, или он действительно так выглядел. Я ответил им, что понятия не имею, как выглядел царь Давид, но единственное, что я знаю точно - так он точно не выглядел. А как же бедному художнику изображать исторических персонажей, фотографии которых не дошли до наших дней? Не знаю. Никак. Я для себя эту проблему решаю так:

 

1и3.Фрагменты иллюстраций из Агады. 2и5.Фрагменты иллюстраций из "Дневника Пустыни". 4.Фрагмент постера "Ушпизин".

 

Другими словами, если припекла необходимость изобразить известный персонаж (танаим,Моше с Аароном, Авраама или Пинхаса), который неизвестно как выглядел - делаем его сзади или силуэтом в контражуре, чтобы лица не было видно. Но это мои личные ограничения, их к себе применять не обязательно.

 

Есть еще третий вид ограничений - профессиональные. Как бы художник ни выпендривался, издеваясь над законами природы (об этом отличии художника от фотографа мы еще поговорим) - он все равно к ним привязан. И, даже нарушая эти законы - он все равно нарушает то, что обязан знать досконально. Для этого, прежде, чем быть зачисленным в гильдию, он штудирует законы, установленные Творцом (различные виды перспективы, освещение, пропорции, движение, анатомию и т.д.):

 

Учебные пособия и студенческие работы с курса Академического рисунка.

 

То есть - "ПикАссо можешь ты не быть, но рисовать уметь обязан".

 

Обобщая все вышесказанное - художник ограничен разными законами и правилами, Творец не ограничен ничем. Он Сам устанавливает законы. И в этом - одно из главных отличий Творца (אין צייר כאלקינו).

 

2. "Что читаю - то рисую"

 

Работа иллюстратора подразумевает работу с текстом. Классический способ - художник получает готовый текст, переваривает его, после чего приступает к рисованию.

Но реальность, как всегда, отличается от теории, поэтому тут бывает по-разному. Довольно часто аффтор приступает к работе, имея в голове только общую идею книги (в лучшем случае), а текст пишется потом, когда все иллюстрации уже готовы. Например:

 

1."Семь одиноких овечек" - идея посетила аффтора во время Второй Ливанской войны, текст был написан уже по готовым иллюстрациям. 2.Серия про "Гаавтаник" - работа была начата без малейшего представления аффтора и соаффтора, о чем это вообще будет, все иллюстрации были абсолютной импровизацией, текст писался потом. 3.Книга о семейных торжествах (в данный момент находится в стадии печати) - был составлен список торжеств, после чего аффтор с помощью читателей этого блога придумывал разные "панчеры", потом по этим картинкам писался текст.

 

Бывает так, что все начинается, как надо: пейсатель приносит вроде бы готовый текст, но по каким-то причинам иллюстратор начинает совать свой нос, куда не надо - и в результате текст приходится менять. Например:

 

1."Голем из Праги" - текст изобиловал фактологическими ошибками ("27 число месяца Адар. Полная луна озаряет окрестности") и сомнительными толкованиями (история подается, как непреложный факт, принятый всеми без исключения авторитетами) - поэтому аффор, набравшись наглости, потребовал изменить часть текста, а то, что не было изменено - осталось на совести издателя (иллюстратор подписан только инициалами). 2."Моя мицва" - текст был неплохой, но немного пресный. Аффтор предложил свои изменения и дополнения. 3."Халы в Арон а-кодеш" - в тексте там и сям проскальзывали идеологические проколы, иллюстратор потребовал их устранить, что и было сделано издателем.

 

И все-таки основная часть деятельности аффтора заключается в работе с текстом, который изменить нельзя:

 

1.Пасхальная Агада. 2."Пуримшпиль". 3.Биркат а-мазон.

 

Эти тексты надо изучать, перерывая источники и не полагаясь на "я так вижу", потому что "видения" аффтора в этих случаях никого, кроме самого аффтора, не интересуют.

Другими словами: смотрим в текст - и делаем иллюстрации. Да, вы правильно заметили, это - то, что делает профессию иллюстратора похожей на работу Творца, который, согласно Мидрашу, "смотрел в Тору и творил мир". То есть, мир - это иллюстрация к Торе.

 

3. "Ба! Знакомые все лица!"

 

В каждой семье есть девочка, которая любит рисовать зайчиков или принцесс. Только вот все зайчики или принцессы у нее - как будто одна мама их родила одновременно. Понятно, что эту девочку никто не назовет художником, хоть и принцессы у нее получаются очень даже фотогеничные. Художник - это тот, кто умеет рисовать самые разные вещи, его "банк данных" не ограничен "зайчико-прынцессовским" репертуаром. Но, тем не менее, любой художник ограничен и в этом. Критики и ценители изобразительного искусства называют это "почерком", но на самом деле - это ничто иное, как ограниченность. У каждого мастера есть определенный набор визуальных штампов, тем, цветовых и композиционных решений и просто типажей, которыми он постоянно оперирует. Чем мастер круче - тем этот набор шире, но он, в конце концов, тоже не бесконечен. Практически любого художника можно узнать по его произведениям, даже не читая подпись под картиной.

Давайте посмотрим хотя бы на набор типажей аффтора:

 

1.Фрагмент иллюстрации из книги о Смахот. 2.Фрагмент обложки книги о шидухим. 3.Фрагмент обложки книги о семейной жизни. 4.Фрагмент иллюстрации из книги "Жители города Торы".

 

То есть - это абсолютно разные проекты, в которых использован один и тот же типаж. Аффтору трудно это признать, но деваться некуда: банк видов морды лица у него сильно ограничен. Вот вам еще несколько примеров:

 

1.Фрагмент постера для BMG. 2.Фрагмент иллюстрации из "Гаавтаника". 3.Фрагмент из "Жителей города Торы". 4.Фрагмент рекламного постера.

 

1.Фрагмент иллюстрации из "Жителей города Торы". 2.Фрагмент иллюстрации из 2-й части "Фишеля". 3.Фрагмент постера. 4.Фрагмент из "Халы в Арон а-кодеш".

 

Ну и Фишель, куда ж без него:

 

1.Фрагмент из "Пуримшпиля"(книга была выпущена за год до первой части "Фишеля"). 2.Фрагмент обложки 3-й части "Фишеля". 3.Крестьянин с коровой из 2-й части "Фишеля". 4. Фрагмент иллюстрации из книги "Час рассказа".

 

А теперь посмотрим на окружающий мир. За все время существования человечества, среди всех когда-либо живших миллиардов людей - ни одно лицо не повторяется. Даже у близнецов и "яблонь, падающих недалеко от груши", есть отличия. Потому что Творец не имеет ограничений в выборе вариантов. И в этом - еще одно отличие художника от Творца мира. אין צייר כאלקינו

 

4. "Что хочу - то творю"

 

И все-таки, несмотря на все ограничения, художник - хозяин того мира, который он создает. В отличие, например, от фотографа, который без Фотошопа не может изменить факты, масштабы, перспективу и другие параметры - художник вполне имеет право что-то изменить, преувеличить или даже приврать для пользы дела. Такие приемы могут быть продиктованы как творческими задачами, так и простой необходимостью. Например, здесь:

 

1.Фрагмент иллюстрации из 4-й части "Фишеля". 2.Уличный фонарь на улице Меа Шеарим в Иерусалиме.

 

При работе над 4-й частью "Фишеля" перед аффтором стояла задача воссоздать атмосферу улицы Яффо времен Британского мандата. С тех давних пор эта улица претерпела много изменений, но в принципе, убрать новостройки и обновить облицовку старых зданий особого труда не составило. Проблема возникла с фонарями. Дело в том, что в старом Иерусалиме электрического освещения на улицах, понятное дело, не было. А были, наоборот, газовые фонари. И где аффтор должен искать фонари с улицы Яффо, когда их давно уже поснимали и отправили в утиль? И тогда аффтор нашел выход: он просто перенес фонари с улицы Меа Шеарим (которые сохранились еще с тех времен, правда, со временем их переделали в электрические) на улицу Яффо. И всех делов. Город - тот же, период - тот же, какая разница читателю, что фонари не той системы?

 

Или, например, вагон первого класса из 2-й части "Фишеля"- это вагон английской королевы, никогда не рассекавший просторы российской империи. И тянул его, соответственно, английский паровоз, ныне стоящий на приколе в Виндзоре. Но если вагон еще можно было выдать за буржуинский пережиток царского режима, то паровоз - на продукт отечественного тяжпрома явно не тянул. Поэтому к английскому вагону был прицеплен самый настоящий дореволюционный российский паровоз:

 

1.Паровоз "The Queen" в Виндзоре. 2.Обложка 2-й части "Фишеля".

 

Но факты - далеко не единственное, что можно изменять на свое усмотрение. С перспективой (если хорошо ее изучить) тоже можно обращаться, как захочется аффтору:

 

1.Иллюстрация из книги "Халы в Арон а-кодеш". 2.Иллюстрация из пока засекреченного проекта, который в данный момент находится в работе. 3.Фрагмент иллюстрации из книги о Смахот.

 

Как можно наблюдать из вышеприведенных иллюстраций, при необходимости можно использовать эффект "рыбий глаз" для зрительного облегчения построек (1) или для нагнетания напряжения (2) или просто исказить вертикальную ось (бутылка-мальчик-стопка книг), шоб все сыпалось и падало (3).

Точно так же - аффтор без зазрения совести увеличивает масштабы всем известных строений до размеров нескольких кварталов, потому что зрителям так удобней рассматривать детали:

 

Постер для сукки "100 благословений".

 

Подводим итог. Художник при необходимости может нарушать правила, сознательно и целенаправленно добиваясь поставленной задачи. Когда это делает Творец - мы называем это чудом. Еще один пункт, делающий работу художника похожей на проявления Творца.

 

5. "Я от дедушки ушел"

 

Последний пункт нашей программы - история об аффторе, которого покинули персонажи. После того, как проект закончен - он начинает жить собственной жизнью, не спрашивая мнения аффтора, не интересуясь его интересами и не присылая открыток "поздравляем с днем деятеля культуры". И никакие копирайты тут не помогут. Всё - мальчик родился и ушел гулять в пампасы. Хотите примеры?

Так как администрация сайта не разрешает размещать посторонние ссылки - я покажу вам фото экрана, на котором изображен текст (вернее - только маленькая часть статьи):

 

 

Эта статья называется "Чему меня научила овечка Даси". Автор статьи подробно, с чувством, толком и расстановкой рассуждает о том, какой должна быть конструктивная критика. И делает он это, как вы уже поняли, на примере Даси, одной из семи одиноких овечек. Все, что он пишет, очень правильно, логично и обоснованно, вот только... аффтор овечек это совсем не имел ввиду... И когда кто-то прислал мне ссылку на эту статью - я долго пытался вернуть свои глаза в первоначальные орбиты и спустить брови на то место, где им положено быть. По-любому, это было легче, чем выползать из-под стола после прочтения каждого коммента к перепосту овечек на одном из российских форумов. Там каждый комментатор делал свой однозначный вывод о том, что имел ввиду аффтор. Волки - это кавказцы, а пастух - Путин, волки - это банки, а овцы - те, кто берут ипотеку, волки - Запад, пастух - рпц, ну и так далее... У кого что болит.

 

Популярность персонажей, придуманных аффтором, безусловно, делает ему приятно, но эти персонажи уходят по странам и континентам не только без комиссионных, но даже без упоминания родословной. Пуримские костюмы Фишелей из Кирьят Сефера, Бней Брака, Нью Йорка и Иерусалима (в редакции хранится еще много фото из других мест):

 

 

Рекламомобиль из Бруклина с тремя персонажами, рекламирующими пасхальные принадлежности:

 

 

Постер, рекламирующий экономичные китайские флюоресценты (на этот раз у меня спросили разрешение):

 

 

Ну, и так далее...

 

Мальбим в комментарии на пасук, который мы привели в начале статьи, отмечает главную разницу между художником (а также любым производителем) и Творцом: произведение, созданное человеком, зависит от своего создателя только на стадии создания. После того, как оно готово - оно начинает жить своей жизнью. В отличие от этого, любое творение Вс-вышнего зависит от Него каждый момент, потому что в случае, если Творец прекратит создавать объект каждую секунду - объект исчезнет. И именно об этом говорит Хана в своей молитве (Шмуэль1,2:2): "אין צייר כאלקינו" (нет художника, подобного Творцу).

 

Теги: пробелы в информации, Кухня