Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Подруга юности (3)

14 января 2011, 01:18

Отложить Отложено

 

А вот как объясняет тот же пасук раби Шимон Рафаэль Гирш. Существование «единого» Человека по некоторым причинам было не приемлемо. После «разделения», в одиночестве осуществить возложенное на него, мужчина, уже не мог. Теперь он должен был объединить усилия с женщиной, ставшей с тех пор «ему подмогой в противовес».

Живущий без жены – человек лишь наполовину, но цельным стать может, лишь женившись.

 

Перед «разделением» Человек подчинялся одному разуму, одному чувству, одному желанию – желанию Творца. Но после «расчленения» на мужчину и женщину, вернуться к единению не достаточно лишь посредством физической близости – требуется ещё единение сердец, чувства и души. А это не возможно, если оба они не подчинят все душевные силы, надежды и стремления Единой Высшей Воле.

 

В этом сущностное различие между половым поведением остальных созданий от супружеской жизни человека.

И другие живые существа разделяются по половому признаку: самец и самка, но, в отличие от человека, их материальная сущность изначально была создана по отдельности, они вовсе не нуждаются один в другом, и соединяются на миг для продолжения рода, не более того.

Но у людей не так. Женщина – неотделимая часть мужчины – «помощь, в противовес ему». Одинокий мужчина – жалкое существо, лишённое независимости. И только соединившись, и тот и другой, могут называться «человеком».

 

Человеческая жизнь во всех её проявлениях требует объединённых усилий мужчины и его жены. Только в отношении человека Тора употребляет слово «прилепиться», только человек удостоен брачной жизни в настоящем, высоком смысле этого слова.

В приведённом стихе заключён ещё один намёк: выбирая жену, должен «отдалиться» от отца и матери при выборе жены. Это означает, что не стоит брать жены, слишком близкую по характеру и душевным свойствам женщину. И в этом, пожалуй, скрыта одна из основных особенностей взгляда Торы на брачные законы сыновей Ноаха.

 

Назначение женщины в браке – быть «помощью» своему мужу. Поэтому, ей следует быть «противоположностью» ему. Другими словами, чтобы жена могла дополнить мужа, ей нужно обладать «другими» качествами, не похожими на его свойства. Если супруги слишком похожи, пусть даже в добрых чертах, при одинаковых дурных свойствах, «углы» не только не «притрутся», но, наоборот, «заострят» один другой. Женитьба не только не компенсирует противоречие, но лишь усилит его. В результате, совместная жизнь не достигнет своего назначения – цельности человека.

 

Но если супруги в достаточной степени разнятся, различия эти помогут им справиться с собственными недостатками, восполненными достоинствами другого, и тогда, только тогда,

муж и жена станут «одной плотью» - человеком в настоящем своём воплощении.

Однако, - завершает раби Гирш, - сказанное выше относится вообще, к сыновьям Ноаха. У евреев, упомянутое единство достигается уже в момент заключения брака, и приведённые условия, не столь важны в еврейском браке. Это связано с особенностью понятия «нисуин»[1].

 

Продолжая параллель между Всевышним и еврейским народом – с одной стороны, и мужем, и его первой женой – с другой, мы можем сказать, отмечает Мааршо, что именно Всевышний сделал нас сосудом, способным принять образ жизни, предписываемый Торой. А до дарования Торы Израиль был не более, чем заготовкой, незавершённым созданием, ибо не было у него ни Торы, ни заповедей…

 

Тано: муж умирает только для своей жены, а жена умирает только для своего мужа. Муж умирает только для своей жены – как сказано/Рут,1/: «И умер Элимелех – муж Наоми…» Умирает жена только для своего мужа – как сказано/Берейшит,48/: «А я, при приходе моём из Падана – умерла для меня Рахель…»

 

Муж и жена считаются единым целым, говорит Маараль из Праги, неразрывной парой – посему, муж умирает только для своей жены, исчезает половинка пары. То же самое происходит и со смертью первой жены – то невосполнимая потеря для мужа. Этого нельзя сказать ни про кого другого, ибо муж без жены – половина человека, точно так, как и жена без мужа…

 

 

 

 


 

[1]От «носе», - «нести». В еврейском браке, каждый из супругов заранее знает, какие обязанности «понесёт» на себе, каждый готов их «нести», и потому «похожесть» или «непохожесть» не имеют столь решающего значения

Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда