Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Подруга юности (2)

11 января 2011, 06:20

Отложить Отложено

 

Сказал рав Шмуэль бар Нахман: всему есть замена, кроме супруги юности, как сказано/Ишайя,54,6/: «И жену юности своей, если отвергнешь…»

 

В этом стихе пророк уподобил Израиль супруге юности, которую, даже оставив на время, муж не может забыть и возвратится к ней впоследствии, поскольку в другой жене не находит спокойствия духа. Никто не может заменить «подругу юности».[1]

В глобальном смысле это означает, что избрав народ Израиля, Всевышний не может променять его ни на какой другой. Говорит Мидраш[2]: «Сказал Он: быть тебе народом особым, подобно супруге юности, которой нет замены…»[3]

 

Нет у человека существа более близкого и подходящего, более привязанного и соответственного ему, чем первая жена. Не находит человек отрады ни в ком, кроме супруги юности, которая ему равна и подобна. Как нет замены самому человеку, так нельзя возместить потерю первой жены, ибо она – единое целое с мужем в полном смысле этого слова…[4]

 

Преподал рав Йеуда раву Ицхоку, своему сыну: не находит человек спокойствия духа ни в ком, кроме первой жены, как сказано/Мишлей,5/: «Да будет основание твоё благословенно и радость – от жены юности твоей…»

 

Основа существования озаряется первой женою – супругой юности, поскольку именно она была предназначена человеку ещё до рождения, ещё до того, как образовался зародыш, ставший впоследствии человеком…[5]

Так и Израиль, уподобленный жене юности, исполняющий волю Всевышнего – есть «утешение» для Него. [6]

 

Почему это так? - Не потому ли, что жена знает природу мужа, чувствует настроение его, и открыты ей все желания его сердца. Как в интимной сфере, так и в любой другой – соотносит она все свои действия с естеством мужа, его духовным уровнем, физическими и умственными возможностями. И всё это исчезает /не дай Б-г/с её смертью. Взяв же в середине дней другую женщину, человек стыдится открыться ей. Сердечные тайны, страсти и желания так и остаются ей неведомы. Также как истинные побуждения его. Как следствие, поступки новой жены не доставят мужу спокойствия духа…

 

Выражение «корат руах» - «спокойствие духа» - содержит в себе три элемента: «гевер» - «мужчина», «адам» - «человек» и «иш» - «муж». Понятие «мужчина» относится к телесной, чувственной сфере, «человек» – означает разумную «рассудочную» деятельность, но звание «иш» - «муж» соответствует понятию «творение», подразумевающее наличие «сотворённого». Другими словами, слово «иш» – супруг означает существование «иша» – супруги.

 

Значение этого объясняет Мидраш Агада: «Звание человека приобретается в час бракосочетания, в соединении мужского и женского начал, в момент превращения отдельных составляющих в единое целое – изначально сотворённое Творцом существо под названием «человек», как сказано: «мужчиной и женщиной сотворил их и назвал именем «человек»».

 

Не потому ли считается, что истинное «спокойствие духа» исходит именно от первой жены - ведь с её помощью мужчина сделался «человеком», да и цельность своего духовного существования приобрёл благодаря супруге юности.[7]

 

«Спросил его /рав Ицхок/ рава Йеуду: подобно кому? – Сказал ему: подобно твоей матери! Разве? Но не учили ли мы в другом месте, что рав Йеуда сказал раву Ицхоку – своему сыну: «…нахожу я горшее, чем смерть – женщину, ибо сущность её – ловушки и застенки…» /Коэлет,7,26/ - И сказал ему: подобно кому? – И ответил ему: подобно твоей матери!»

 

 

Противоречие этой Гемары разрешается следующим образом:

По природе своей женщина бывает полна дурных качеств. Она может быть сварливой, несговорчивой, упрямой. Иногда до такой степени, что иначе как «горшей, чем смерть» назвать её трудно. Но в том то и дело, что женщина, как правило, превозмогает свою натуру и обращает плохие свойства характера в доброту и честность…[8]

 

Сказал рав Шмуэль бар Ония от имени Рава: женщина – это заготовка, и заключает союз только с тем, кто сделает из неё «сосуд», как сказано/Ишаяу,54/: «Ибо вступающий с тобою в супружескую связь – делает тебя; Г-дь Воинств – Имя Его!..»

 

«Заготовка», или «голем» - именно это слово употребляет Гемара, – представляет собой неоконченное изделие, незавершённый сосуд и, по выражению Мишны,[9], а женщина – «заготовка» до того, как вступила в супружескую связь[10]. «заготовки деревянных сосудов не воспринимают духовную нечистоту»

 

Название «сосуда» относится лишь к тому, что приобретает способность исполнить своё предназначение и женщина, созданная для вынашивания и рождения детей до вступления в брак представляет собой не более, чем незавершённое «изделие», ибо не способна исполнить свою главную роль. Только выйдя замуж, воплотив способность к материнству, она становится завершённой.

 

Не только мужчина обретает спокойствие духа в первой жене, - женщина также по-настоящему привязана только к первому мужу, сделавшему её завершённой, в соответствии с приведёнными словами пророка: «Вступивший с тобою в супружескую связь – он делает тебя; Г-дь Воинств Имя Его!»

 

Женщина не является некой независимой, достаточной в самой себе, сутью, – но лишь «заготовкой», с помощью мужского начала принимающей форму «сосуда», ибо без этой реальности не могли бы муж и жена быть единым целым. Превращаясь в замужестве в «принимающий сосуд», не будучи изначально завершённой, женщина вместе с мужем, путём полного физического и духовного единения, обретает возможность совершенства.

 

Кроме того, изначально незавершённая, женщина способна привязаться лишь к тому, кто «образовал» её – потому и сказано, что женщина «заключает союз только с тем, кто сделал её «сосудом»». Подобно тому, как форма, соединяясь с наполняющим её веществом, становится с ним единым целым, так и женщина, вступая в брак, становится вместилищем, отражением личности своего мужа, тем самым и сама становясь личностью завершённой…[11]

 

Отмечают Тосафот[12]: первое соитие мужа и жены, делающее женщину «сосудом», является особой заповедью, ибо «склеивает», скрепляет их неразрывной духовной связью, и открывает путь зарождению детей.

 

Понятие «склеивания» супругов происходит из текста Торы[13]приклеится к жене своей, и будут одной плотью». : «Посему, оставит человек своих отца и мать, и

РаШИ объясняет, что здесь Тора провозглашает запрет для сыновей Ноаха предаваться разврату. А единение в «одну плоть» осуществляется в детях.

Но это объяснение вовсе не удовлетворяет Рамбана. Он говорит, что такой взгляд лишён смысла, ибо животные также «единятся плотью» в детёнышах. Очевидно, что Тора имеет в виду более глубокие вещи.

 

И дикие животные, и домашний скот вовсе не единятся в случайном соитии. Самец совокупляется с любой самкой, попавшей ему по дороге. Завершив «дело», он тут же уходит. Правда и здесь есть свои исключения.

 

Но у человека всё по-другому. Женщина изначально была неотъемлемой частью создания под названием Адам – Человек. Его плотью от плоти, сутью от сути. Соединившись с мужем, женщина словно возвращается в исконное лоно, словно заново найденная дорогая потеря. И муж, отыскав свою неотъемлемую часть, навеки привязывается к ней, и никогда более не хочет расставаться с нею.

 

В первом Человеке, это осуществилось буквальным образом, но свойство передалось всем последующим поколениям и стало частью человеческой природы. С той поры, муж настолько привязан к жене своей, что оставляет родителей, и прилепляется навеки к жене, ощущая себя с нею буквально одной плотью.

Понятие телесной, кровной связи относится к родителям, братьям, другим родственникам, но столь абсолютное значение «единения плоти» верно лишь в отношении жены.

 


 

[1]Мааршо

 

[2]Глава Ки Таво

 

[3]Июн Яков

 

[4]Маараль из Праги

 

[5]Мааршо

 

[6]Июн Яков

 

[7]Бен Йеоядо

 

[8]Бен Йеоядо

 

[9]Хулин,25

 

[10]РаШИ

 

[11]Маараль из Праги

 

[12]Ктубот,4,1

 

[13]Берейшит,2,24

Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда