Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби А. Миллер "Распад над бездной" (12)

Отложить Отложено

 

«ЧЕРВЬ СОМНЕНИЯ», ГЛОЖУЩИЙ ИЗНУТРИ

 

Проказа «просвещения» сделала своё дело, даже если вначале его влияние не замечалось снаружи. Невозможно было за короткое время переделать образ жизни целого народа. Даже неевреи, жившие неподалёку от местечек, были знакомы с некоторыми из Законов Торы. Они знали, что в Субботу не имеет никакого смысла устраивать базарные дни, поскольку еврейские торговцы в этот день не ведут дел. Попы, разбираясь в датах еврейского календаря, уведомляли правительственных чиновников о еврейских праздниках, выпадавших на середину недели, чтобы официальные церемонии не устраивались в эти дни.

 

Перед праздником Суккот крестьяне продолжали, как обычно, доставлять в еврейские местечки повозки, полные свежих веток для Схах.

Сила обычаев, составлявших важную часть жизни, такова, что даже лишённые внутреннего содержания, они продолжают соблюдаться,, внезапный отказ попросту невозможен. Заповеди ещё сохранялись, но уже не несли в себе жизненного заряда, и не исполнялись с тем рвением, что так характерен был для дней минувших.

 

Магазины не открывались в Субботу, поскольку ни один человек не смел открыто растоптать обычай и совершить в этот день покупки. Суббота по инерции ещё соблюдалась, но стала днём отдыха, в точности, как у других народов. Особый вкус святости от неё был отторгнут... Сердца обратились к совсем другим, далёким от Традиции, горизонтам.

 

Молодёжь младше тридцати лет всё меньше придавала значение заповедям не столь бросающимся в глаза. Большинство больше не накладывало Тефиллин.

Очень немногие состояли в рядах «Агудат Исраэль»[1], более того, подвляющее большинство отождествляло себя со светскими партиями: социалистами, бундовцами, сионистами. Запоем читались газеты, сочившиеся антирелигиозной пропагандой.

 

Взрослые, приученные с детства, продолжали соблюдать заповеди, но без души и сердца. Время шло, а число людей хранящих традиционный уклад жизни, неуклонно снижалось. Наступила пора, когда большинство еврейских детей получали образование в школах, где заправляли отвергатели Торы.

 

Неоценимо в связи с этим свидетельство Хофец Хаима: «Теперь в кашерных школах учится минимум из минимума, а большинство поступают в светские школы, где они не только не получают ни Торы, ни еврейства, но, наоборот: учатся противопоставлять себя нашей святой Вере".

 

В Слободке я сам был свидетелем массового выхода евреев на работу в Субботу. В 1932 году транспорт, отвозивший евреев на работу в Субботний день, выходил каждые полчаса. В 1938 – битком набитый автобус отправлялся каждые пять минут.

 

На иудаизм восстали враги из собственной среды. Евсекция в России – характерный пример. По наущению евсекции евреи отсылались в лагеря, в далёкую Сибирь, обвинённые лишь в одном «грехе» – соблюдении Торы.

 

Открыто, без стеснения и стыда, евреи притесняли евреев, сыновья сажали отцов.

В результате, там, где властвовал коммунизм, еврейская жизнь была стёрта с лица земли почти полностью.

 

И всё же, еврейский народ сумел сохранить Тору даже под развёрстым мечом преследований. В самой России, во многих местах оставались еврейские традиционные общины, не согнувшиеся перед коммунистическим ваалом. В Грузии, например, власти имели случай убедиться, что ничто не поколеблет и не принудит евреев отречься от заповедей Торы, – там им оставили возможность жить по-своему.

 

(Когда грузинские евреи поднялись в Израиль, их попытались было и здесь заставить работать в Субботу, но получили в ответ: если уж коммунистическим властям этого не удалось, то тем более – правителям государства, называющего себя «еврейским»)

 

Грузия – отдалённая провинция Российской империи. Кроме грузинских евреев, продолжали в тайне еврейскую жизнь и хасиды ХаБаДа, невзирая ни на преследования, ни опасность. Они открывали тайные ешивы с необычайной самоотверженностью, ведь поимка «на месте преступления» означала неминуемый арест, высылку в Сибирь, что чаще всего означало медленную гибель. Юноши тайно учились в подвалах и хорошо знали, что делать в случае внезапного налёта представителей властей.

 

Кроме того, в полном противоречии с постановлением последних, устраивались Миквы. Открыть Микву без официального разрешения – считалось посягательством на полномочия "верхов". Создание подпольных Микв свидетельствовало о необыкновенной смелости и самоотверженности.

 

Раби Хаим Соловейчик из Бриска обрисовывает тогдашнее духовное состояние: «Соблюдение Торы, чем дальше, тем слабее. За два-три прошедших поколения, дети отошли от доброго пути, у них уже не только нет доли в Святости Израиля, - они не соблюдают даже основные, непререкаемые заповеди Торы»

 

 

ЕВРЕИ ПРОТИВ ЕВРЕЙСТВА

 

Евреи, в особенности молодёжь, всё больше запутывались во всякого рода утопиях: социализм, коммунизм, сионизм. Спор не ограничивался молчаливым противостоянием. Оставившие путь Торы, спешившие жить по законам народов, взрастили в себе неприкрытую ненависть к брошенным братьям, сохранившим приверженность корням.

 

Российское правительство действовало заодно с «просветителями». Оно щедро оплачивало антирелигиозную «еврейскую» прессу, книги, приправленные «антииудаистическим» духом. Тем немногим евреям, что оставались верными Торе, не было никакой защиты от произвола.

 

Цензура строго-настрого запрещала им, какую бы то ни было, издательскую деятельность. Газету «а-Левана» приходилось издавать в Париже и уже по подписке распространять в России. В советское время уже и это было немыслимо.

 

Правда об особой неприязни царя к иудаизму и его войне с ним открылась лишь в последние годы, с допуском широкого круга исследователей к личному архиву царской семьи. Документы из этого архива свидетельствуют, что ещё министр образования Уваров всеми средствами поддерживал борьбу «просветителей» с традиционным еврейством.

 

Но не только правящие режимы в России, как до революции, так и в советское время, несут ответственность за безжалостное стирание славного прошлого русского еврейства. У них были верные помощники в лице разрушителей и осквернителей из еврейской среды. Эти, последние, предались позорному делу со всей энергией, на какую были способны. Уж они постарались растоптать малейшую искорку веры. Политика русских властей лишь довершала дело.

 

 


 

 

[1]

 

 

Теги: , история, Переводы, Холокост, "Распад над бездной"