Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер

"Цеэно у рээно" С чего всё началось?

12 октября 2010, 21:46

Отложить Отложено

 

 Тора начинается с буквы «Бейс» и слова «Берейшит»

 

«Берейшит боро Э-ким эт а-шомаим вэ эт а-арец…»

 

Почему Тора открывается именно буквой «бейс», ведь «бейс» - вовсе не первая в строю еврейских букв?

Ответ таков: так же, как «бейс» заслонена с трёх сторон и отворена с четвёртой, так и Всевышний устроил весь мир ограниченным во всём, но с распахнутым Небом.

А вот объяснение «попроще». С буквы «бейс» начитается слово «броха» - «благословение», тогда как с буквы «алеф» пишется слово «арур» - «проклятый». Не удивительно, что именно «бейс», а не «алеф» была выбрана Творцом для открытия Торы.

Взмолилась буква «алеф» к Создателю: начни с меня Тору, разве я не первая в алфавите!

И Он, Милосердный, поспешил её успокоить: когда Я на горе Синай произнесу десять речений – вот тогда придёт твой черёд быть первой: «Ани а-Шем, Э-л-о-к-э-хо…» - «Я Г-сподь – твой Всесильный …»

И слово «берейшит» не случайно стоит первым в Торе. Его можно перевести  «из-за начала» А что же у нас является началом? Причиной создания мира, его началом, является не  что иное, как Тора, которая так и зовётся «Рейшит дарко» - «Началом пути» Творца.

А вот что говорит раби Ицхок: почему Тора прежде всего описывает, как Б-г творит Мир. Разве не дана Тора для исполнения заповедей? Не следовало ли ей и начать прямо с их изложения?

Нет. В таком случае семь кнаанских народов (чьи земли отвоёвывали сыновья Израиля) заявили бы евреям: отбирая у нас землю, вы становитесь обыкновенными разбойниками?

Что бы евреи ответили?

А ответ – вот он: Святой, благословен Он, сотворил весь мир. До сих пор Он позволял вам владеть этой страной, теперь же Он передаёт её нам.

А наши Мудрецы добавляют: Мир создан из-за трёх «начал»:

Из-за Торы, названной «рейшит дарко» - «началом Его пути»; из-за жертвоприношений (корбанот), приносимых в Бейт а-Микдаше и тоже названных «рейшит» - «началом», поскольку предшествовали миру. А ещё – из-за десятин - «маасрот», называемых Торой «рейшит дгонэхо» - «началом урожая».

Почему Мудрецы, ставя Тору во главу угла, возносят её даже над жертвоприношениями в Бейт а-Микдаше? А вот почему:

В отличие от жертвоприношений, Тора никогда не оставит евреев. Наступит время, когда Бейт а-Микдаш будет разрушен, и жертвоприношения остановятся, но Тора не покинет нас вовеки.

И на это намекает пасук: «И была земля безжизненна и пуста…» - Шехина на время скроется от нас, наступит эпоха запустения и разрухи. И всё же, даже тогда: «Дух Всевышнего носится над водой…» - даже тогда Тора останется нашим уделом.

И это подтверждается следующей фразой:

 

«И сказал Всесильный: будет Свет…»

 

Не смотря ни на что, Всевышний будет светить нам, и даже во тьме Изгнания будет действовать механизм по возвращению Циона и подготовке к приходу Мошиаха, как написано: «Ибо гость грядёт…» или: «встань и свети нам, ибо Свет Твой приходит…»

 

«И сказал Всесильный: будет Свет, и появился Свет»

 

Святой, благословен Он, сотворил два светила – солнце и луну – для освещения мира. Но, кроме того, Им сотворён ещё и особенный свет - для праведников эпохи прихода Мошиаха. Этот свет так ослепителен, что теперешний мир просто не в состоянии вместить его. Творец хранит его для своих любимцев.

Раби Шимон отмечает, что пятикратное упоминание слова «свет» в нашей главе соответствует пяти книгам Торы. Ведь Тора сама подобна Свету.

  

Слова «да будет Свет» намекают на первую книгу Пятикнижия – Берейшит. Согласуясь с ней, Создатель творил Вселенную.

Второе упоминание света - «и появился Свет» - относится к книге Шмот. В ней рассказано как евреи, покинув Египетскую неволю, вышли из темноты в свет, недаром написано «…а у всех сыновей Израиля был свет в их селениях…»

Третье описание света – «…и увидел Всесильный, что Свет – благо…» - намекает на книгу Ваикра, где говорится о жертвоприношениях, которые человек обязан принести, вместе с раскаянием, когда по умыслу или по ошибке, совершил преступление. Эти жертвы очищают и возвращают свет душе.

«…И разделил Всесильный между светом и тьмой…» соответствует четвёртой книге Пятикнижия Бамидбар. Здесь идёт речь о том, как евреи, отделившись от дурных поступков, строили Мишкан - переносной Бейт а-Микдаш и блуждали по Пустыне, озарённые светом Всевышнего.

Наконец, пятое упоминание света – «…И назвал Всесильный Свет «днём»…» - относится к книге Дварим, где снова перечисляются все заповеди и установления, привносящие свет в нашу жизнь.

Эти сопоставления показывают нам, что существует пять видов света:

Первый свет открылся миру при Творении. Второй свет придёт к нам вместе с грядущим освобождением. Третий свет – это свет раскаяния. Четвёртым, особым светом озарён Бейт а-Микдаш. А пятый – свет Торы и заповедей.

А вот чему учит пасук «Да будет свет…»

Этим светом Б-г творил мир, ведь недаром, только когда Творец сказал «Будет Свет!», творение начало обретать форму.

Слово «йеи» - «будет» соответствует числу 25, и это не случайно: Творение началось 25 числа месяца Элуль. Гемара утверждает, что Первый Человек был создан в Рош а-Шоно, а это шестой из дней Творения. Почему же всё создано раньше человека? – А это, чтобы умерить его гордыню. Ведь не мог же человек не признать, что всё живое было создано до него.

Но, по правде говоря, человек был сотворён последним для того, чтобы всё было готово к его появлению.

 

«И назвал Всесильный свет днём, а тьму назвал ночью, и был вечер, и было утро – один день».

 

 

Теги: , Переводы, Еврейство