Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

"Цеэно урээно". Рождение споров

17 октября 2010, 22:27

Отложить Отложено

 

«Вайомер Элоким: еи рокиа…»

 

Всесильный приказал, чтобы уплотнилось пространство между водами. В первый день Небеса ещё были аморфны, но уже на другой день Б-г прикрикнул на них: «Пусть станут сводом!» И Небеса застыли от крика Творца.

 

Небеса сотворены в виде буфера, разделяющего воды. Ведь над небесным сводом существует такая же вода, как и на земле. Эти воды столь же высоки и далеки от нижних вод, как и небо от земли. Они держатся в пространстве по приказу Творца. Возмутились, было, земные воды: «Почему мы внизу, на земле, мы тоже хотим быть вверху, над небесами!» Но Создатель приказал им оставаться на земле – нельзя принести жертвы в Бейт а-Микдаш, пока на них не попадёт соль, а эта соль приходит из воды, покрывающей землю.

Почти все дни творения сопровождались одобрением «Ки тов» - «это хорошо». Все, кроме второго дня. Чем же он «провинился»? А тем, что в этот день не завершилось распределение вод, а незавершённость не может быть благом. Когда же на третий день Создатель окончательно определил  статус воды, Он повторил дважды: это – хорошо!

Первое из этих «хорошо» - в честь воды, занявшей, наконец, своё место. Второе - по поводу новых, только что появившихся, творений.

Некоторые Мудрецы объясняют по-другому: во второй день был создан Геином, и мало хорошего тому, кто туда угодит.

А были ещё Мудрецы, объяснявшие, что на второй день родился спор, тот самый скандал, устроенный земной водой. А где конфликт – добра не жди. Какое уж тут «хорошо»! И Геином недаром появился в этот день. Разве не зовут огонь вражды пламенем ада? Вот и Корах провалился в преисподнюю из-за поднятого им спора.

В талмуде (раздел «Мохер а-сфинот») приводится рассказ Рабо бар Хана. Он однажды шёл через пустыню в сопровождении одного купца. Попросил купец показать место, где Корах провалился под землю. Пришли они к низине со следами оползня, от которого поднимался дым.  Купец взял копьё, намотал шерсть на остриё и вонзил в оползень. От жара исходящего из земли шерсть на острие копья воспламенилась.… Тогда купец попятился, приложил ухо к земле и вдруг услышал голоса из-под земли: «Моше прав, и Тора истинна! А мы были лжецами!»

Каждые три дня разгорается в Геиноме пламя, возобновляются страдания падших, и они кричат: «Моше прав, а Тора истинна!» Это предостерегает людей, чтобы следили за своим языком и, не дай Б-г, не ввязывались в никчёмный спор.

А ещё сказали Мудрецы, что во второй день, то есть в понедельник , когда не было сказано «ки тов», не принято начинать новое дело. Неподходящий день. Более того, от него к остальным дням Творения протянулась цепочка скандалов.

На третий день Творец приказал водам сойтись в одном месте, и это придало суше особое значение. Так образовался мировой океан.

Обратился Создатель к земле, призывая её произрастить деревья, да не простые, а такие, чтобы и ствол их, и листья, и кора были съедобны, и имели тот же вкус, что и плоды. Но земля не послушалась и была проклята заодно с первым человеком.

В четвёртый день не поладили новорождённые светила. Луна, по величине равная солнцу, претендовала на первенство. Чтобы прекратить спор, Всевышнему пришлось её уменьшить.

Шестой день тоже не прошёл гладко. Не успел сотворённый человек стать на ноги, как нарушил волю Творца и был изгнан из Ган Эдена.

Стоило спорам однажды возникнуть, как они уже не утихали.

Теги: , Переводы, Еврейство