Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Основа молитвы — разбить свою гордость и вернуться к Всевышнему»Виленский Гаон, Совершенная мера, 9

Надорванная струна

Отложить Отложено

 

Есть точки на карте, которые определяют не просто географическое положение, но обозначают целый мир, духовный всплеск, уникальное явление. Йерушалаим – это эпоха, это сосредоточие духовности, это вечное стремление к основам мира. Царь Давид не уставал говорить об этом городе в своих псалмах. В одном из них[1], описывая счастливую долю человека, обладающего страхом Небес, он пишет:

«Вот так благословится муж, боящийся Б-га:

Благословит тебя Всевышний из Циона

и будешь видеть ты достояние Йерушалаима

все дни жизни твоей».

Из всех благ, существующих в мире, награда за страх перед Небесами - "достояние Йерушалаима". И недаром. Какую бы возвышенную ноту не ощущал человек в душе, как бы ни стремился всем сердцем к близости с Творцом, достичь полной гармонии возможно лишь в одном месте на земле - в Йерушалаиме.

«В твоих воротах, стояли мы, Йерушалаим! Город возрождённый, воплотивший в себе всё!»[2].

Объясняет Мальбим[3]: Йерушалаим оптимальным образом совмещает в себе материальное с духовным.

«К нему колена Б-га устремлялись, - к городу, где, соединившись, весь Израиль благодарность возносил Творцу»[4].

В Йерушалаиме всё зовёт к благодарности. Чтобы излить её, все стремятся сюда. В Йерушалаиме благодарность к Творцу обращает самые заурядные вещи в духовное переживание. Нигде, как здесь, благоволение Всевышнего не ощущается так близко и ясно.

Так же, как Земля Израиля превосходит святостью весь мир, - так Йерушалаим вознесён в этом над всеми городами Святой Земли, словно великан - над толпой.

Но так было во времена оны, в наши же дни, даже здесь требуется толика усилий, особый настрой души, чтобы почувствовать это. Но это только пока. В будущем, когда восстановится Храм, неоспоримая духовность Города засияет в полную силу, и увидеть её не составит труда. Тогда «достоянием Йерушалаима» насладятся все...

Шехина – это явственное ощущение Творца. В шатре праматери Сары, по свидетельству Торы[5], происходили постоянно три чуда: облако (знак Шхины) всегда покоилось над её шатром, тесто хал неизменно всходило, как признак неиссякаемого благословения, а ещё - свечи не гасли от Субботы к Субботе. Вступая в шатёр Авраама и Сары, каждый ощущал неизбывную святость. Это чувство играло в душе утончённой и глубокой радостью, счастьем близости к Б-гу.

То же испытали евреи, построив Мишкан, - переносной Храм в пустыне. Говорит Рамбан[6], что только после воздвижения Мишкана, к евреям вернулся уровень святости праотцев. Три чудесных знака Небесного благоволения Шатра Сары возобновились в переносном Храме.

Те же знаки расположения, то же ощущение близости к Всевышнему, пробуждаются особой возвышенностью Йерушалаима. И это, в сущности, и есть то, что мы называем  «достояние Йерушалаима». Извечная борьба между "духовным" и "материальным" здесь сменяется удивительной гармонией между ними. Всевышний и человек в этом месте "находят друг друга", чтобы не расставаться никогда.

Чтобы стало ещё ясней, приведём комментарий Гаона из Вильно на «Шир аширим»[7]: Царь взял в жёны простую бедную служанку. Но она не ценила своё счастье, пренебрегла царём и была выслана из царского дворца. Вдали от дома, в унижении и беде, отвергнутая жена плачет и мечтает вернуться к царю...

Эта поэтическая аллегория отношений Всевышнего и еврейским народом, как и вся «Шир аширим» – не что иное, как тоска и надежда Народа Израиля, ищущего возможность возвратиться к Творцу.

Изгнанная царица просит прохожих: «Если увидите царя, не рассказывайте ни об одном из моих страданий, кроме того, что тяжелей всех остальных: больна я любовью к Нему, и разлука с Ним для меня невыносима! ».

Это основная тема «Шир аширим», и это - сердцевина рассматриваемого благословения. Все упоминаемые в молитвах беды меркнут по сравнению с болью разлуки с Творцом, тоской по Йерушалаиму, где народ Израиля ощущал себя единым с Б-гом. Нет ничего выше этого чувства.

Мы стремимся домой. Мы жаждем Йерушалаима, где  небо и земля – сливаются вместе, где материальное неотличимо от духовного, а Всевышний и Народ Израиля нерасторжимы.

В Йерушалаиме Всевышний словно распахивает Небесные врата, и мы слышим каждой клеточкой нашего существа: Он здесь, Он рядом! Праведники это ощущают сильней других. Даже молясь о пропитании, они страдают не от нехватки материальных благ, но от сокрытия света, имя которому: "достояние Йерушалаима"!

 

И в Йерушалаим, Твой город,

по милосердию Твоему, возвратись!

И обитай в нём, как Тобой обещано,

И  отстрой его поскорее, в наши дни, Вечным Зданием,

И престол Давида в нём поскорей утверди!

Благословен Ты, Г-сподь, строящий Йерушалаим!

 

И в Йерушалаим, Твой город, по милосердию Своему, возвратись…

ולירושלים עירך ברחמים תשוב

Мы просим Его вернуться в Свой Город и открыться Своему народу. Чтобы мы, поднимаясь в Йерушалаим, смогли бы ощутить святость и близость к Творцу. В наше время в Йерушалаиме, как миражи, возникают дома, вытягиваются улицы, множатся дороги, город разрастается, словно на дрожжах. Но  Всевышний в Свой город всё ещё не вернулся. Нет, Он здесь, но Его Присутствие скрыто, а святость, - до поры до времени, - ютится только в пыльных, нетронутых временем, уголках.

Йерушалаим, Твой город – мы говорим «Твой» город, хотя весь мир – Его. Всевышний заполняет собою всё. Но Йерушалаим - место особое, здесь всё так и дышит Им. Нет на земле другого места, где бы человек  мог достичь такой высокой духовной ступени.

По милосердию – Пусть не заслужили, пусть не достойны, но всё же мы просим Его, не смотря ни на что, как милость, вернуться к нам.

И обитай в нём, как Тобой обещано…

ותשכון בתוכה כאשר דיברת

Обитай – «тишкон» происходит от слова «Шехина», означающее Присутствие Всевышнего. Когда оно станет явным, - «достояние Йерушалаима» вольётся в сердце каждого, кто бы ни показался в воротах Вечного Города.

Как Тобой обещано – Тору сравнивают с ктубой (брачным договором) между Всевышним и Народом Израиля. Вот что там сказано[8]:

«И будет так…И вернёшься Ты к Г-споду, Б-гу Твоему, и будешь слушать Голос Его так, как всё, что Я заповедую тебе сегодня, ты и твои сыновья, всем твоим сердцем и всей душою твоей.. И вернётся Г-сподь, Всесильный Твой, с возвращением твоим, и помилует тебя..."

Если мы попросим, Всевышний вернёт нас, если по-настоящему закричим: «Хотим домой!», нам действительно позволят вернуться.

Но в том и беда, что наше стремление возвратиться - не глубоко, наше желание проникнуться "достоянием Йерушалаима" - поверхностно. Строго говоря, нам не полагается быть возвращёнными в Йерушалаим, мы не заслужили близости Создателя. И всё же, открыв Тору, мы тычем пальцем и шепчем: "Ведь Тобою написано! Но ведь Тобою обещано! А если написано и обещано Тобою - Ты не можешь нас не вернуть!"

И отстрой его поскорей, в наши дни, Вечным Зданием

ובנה אותה בכרוב בימינו בנין עולם

Вечное Здание (бинъян ойлам) - это тот Йерушалаим, который возникнет в результате двух процессов, происходящих параллельно:Физической застройкой Города и воздвижения духовного Йерушалаима. В отличие от первого, духовный Йерушалаим разрушению не подлежит.

Поскорее, в наши дни – мы не только просим, мы жаждем быть среди тех, кто собственными глазами увидит восстановление Вечного Йерушалаима. Мы хотим быть среди тех, кто испытает эту радость.

Гемара[9] рассказывает о двух этапах воскрешения из мёртвых. Первый – перед воздвижением Вечного Йерушалаима, второй – после него. Плакавшие и тосковавшие о Вечном Йерушалаиме будут вознаграждены участием в его отстройке. Эта радость, от начала до конца, принадлежит им. Остальные, если удостоятся, встанут потом. Достичь в молитве возвышенной тоски о Вечном Йерушалаиме - значит оказаться достойным этой радости уже в наши дни.

И престол Давида в нём поскорей утверди

וכסא דוד מהרה לתוכה תכין

Вечный Йерушалаим, его святость, его сокровища - трамплин к событию ещё более высокому и важному  - приходу Машиаха,  возобновлению царства Давида.

Благословен Ты, Г-сподь,  строящий Йерушалаим.

ברוך אתה ה', בונה ירושלים

Все события в истории - не что иное, как вехи на пути восстановления Вечного Йерушалаима. Нам это трудно увидеть сквозь туман проблем и частокол несчастий. И всё же, что бы там ни было, - все пути ведут к этому Городу. В этом мы уверены всегда.

При приближении к Котелю, к остатку Храмовой стены, которую называют «Стеной Плача», нам открывается не великолепие Храма, не сияние Шехины, но чуждая, душная громада мечети. Эта картина в сердце любого еврея пробуждает боль. Мы вдруг понимаем, что эту боль не избыть, она всегда с нами, куда бы нас не занесло. Закон предписывает в этот момент, в знак траура, надорвать одежду. Это - словно звук надорванной струны, пробуждающий глубинную тоску о потерянном счастье. Горечь о разрушенном Храме…

 

По лекциям рава Давида Штайнойза, на основе перевода госпожи Ривки Клейман.

 

 

 

 


 

[1] Теилим,128

 

[2] Теилим,122

 

[3] Мальбим аль Теилим 122:3

 

[4] Теилим,122

 

[5] Раши, Берешит 24:67 от имени мидраша

 

[6] Рамбан, Акдама ле сефер Шмот

 

[7] Пируш Гаона из Вильно на Шир а Ширим, 1:1

 

[8] Дварим, 30

 

[9] Приводится в брайта  масехет Таанит 30:2

Теги: Переводы, Тайна восемнадцати благословений