Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Заведомый проигрыш

Отложить Отложено

Есть категория людей, которые терпят нежданное для себя фиаско в дни Суда. Более того, эти люди даже не подозревают, что проигрывают процесс ещё прежде, чем он «стал на рельсы». И всё из-за того, что есть вещи, которые, не дай Б-г, попросту препятствуют проявлению милости к ним. Вот одна из них.

Сказано[1]: «Не суди ближнего, пока не окажешься на его месте». В чём суть этого предостережения? Испытание, постигшее другого человека — это ситуация, упакованная в специфический конгломерат духовных сил, ума, состояния и окружения конкретного человека. Вы же понимаете — интеллект любой личности безнадёжно индивидуален, так же как и его восприятие мира. Учитывая ещё целый ряд факторов, уникальных для каждого отдельно взятого человека, мы неизбежно придём к выводу, что «оказаться на месте» кого бы то ни было, и, соответственно, иметь право его судить — невозможно по определению.

Всё, на что способен человек — это, так сказать, взглянуть в глаза ближнему, судить «по одёжке». В отличие от нас, Всевышний смотрит прямиком в сердце человека. Только Творец, который по определению — вместилище всех миров и их «хитросплетений», — только Он и знает настоящую цену всему на свете, а потому — только Он и есть Судья. Человек же, на каком бы уровне не находился, — даже Моше Рабейну — способен видеть лишь «поверх воды».

Да, у нас есть обязанность увещевать ближних. Но это, — своего рода, врачебная должность — лечи, как ты видишь, и суди по тому, что перед твоими глазами. Но думать, что мы способны проникнуть в горнило побуждений других людей — по меньшей мере, самонадеянно, а по сути — невозможно.

Всё что мы можем попытаться — найти оправдание поступков ближних, даже если это кажется далёким от действительности. Это вполне в наших силах. Чтобы облегчить задачу, мы должны вспомнить одну нашу «природную» склонность — возносить своё эго за счёт падения других людей. Да-да, так уж мы устроены. Превозмочь эту нашу «милую» странность можно, но для этого нужно впасть в другую крайность[2] — начать старательно оправдывать других.

Другими словами, человек, обнаруживший себя в прокурорском кресле на чужом процессе, должен незамедлительно взглянуть вверх. Там ему приготовлен «сюрприз». Он с ужасом обнаружит, что вовсю идёт суд над ним самим, и на снисхождение рассчитывать не приходится. На милость человек может уповать, лишь сбросив прокурорскую мантию и срочно переквалифицировавшись в адвоката.

Если вам это удастся, тогда, быть может, речь небесного обвинителя и на вашем личном суде будет остановлена, и слово дадут защитнику.

Таким образом, не исправив данный недостаток перед Рош а-Шана, человек рискует проиграть битву, и проиграть по крупному, даже не успев осознать почему.

По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу», том 5, стр. 87.


[1] Авот, 2, 4.

[2] Посмотрите, кому интересно, в РаМбаМ, Дэот, 2, 2

Теги: Еврейство