Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Родители обязаны строго указывать детям на недопустимость произнесения лашон ара — злословия, подробно объясняя, почему этого нельзя делать, т.к. привычка злословить и сплетничать закрепляется с детства»Рав Зелиг Плискин, из книги «Береги свою речь»

Расчёт на снисходительность

Отложить Отложено

 

Нам хорошо известно, что испытания не приходят просто так, что бы только нас помучить. Они - ступеньки лестницы, ведущей вверх. Посему, если уж, не дай Б-г, свалилась на нас беда, нужно стоять изо всех сил и не упасть.

О чём речь? А вот о чём. Если оказывается человек в опасности, если ясно видит в своей жизни недоброе, должен, конечно, просить о спасении, пусть «даже меч приставлен к его шее». И, всё же, при всём притом, не должен обольщаться, что спасение обязательно придёт, что такому праведнику, как он, помогут непременно.

Нельзя ставить на милосердие до такой степени, что не останется душевных сил бороться самому. Самонадеянность может лишь усилить Меру Суда, ибо нежелание или неумение вести себя правильно в час испытания - «подливает масло в огонь», само по себе обвиняет. И не только не станет легче, наоборот – ситуация усугубится.

Испытание – то, что оно есть, - всего лишь инструмент для совершенства, возможность проявить свою духовную стойкость, дополнительный шанс приблизиться к Создателю.

Тот, кто полагает, что достаточно нескольких «сакральных» усилий, и ноша полегчает, показывает свою незрелость. Он подобен ребёнку, стремящемуся лишь избавиться от напасти, не понимая главного значения того, что с ним происходит – возможность духовного взлёта. И эта детская несостоятельность ещё больше раскачивает дурное начало, и амплитуда испытания лишь ширится дальше и дальше. Тот, кто надеется на чудо, только бы избежать испытания – чуда не дождётся.

Произойдёт лишь то, что случилось в Ур Касдим с Авраамом и его братом Араном. Авраам дал себя бросить в печь, не надеясь спастись. Он готов был сгореть ради своих идеалов, но остался жив. Аран же, напротив, надеялся на чудо – и погиб.

Так что же делать, как себя вести в трудный час? – В испытаниях человек не должен давать себе поблажки, но противостоять беде в полный рост, в полную силу, даже рискуя причинить себе лишнюю боль. Только полная самоотдача и беззаветность дают дорогу милосердию. Расчет на снисходительность обнаруживает, что человека не интересует служение Творцу, и это сводит на нет усилия, и свидетельствует о провале испытания. Милосердие остаётся за порогом как раз для того, чтобы человек с самого начала даже в сердце не полагался на чудо, но принял выпавшее на его долю испытание со смирением.

И всё же иногда просьба об облегчении ноши оправдана. Это когда человек чувствует, что может не выдержать и боится, как бы в глазах окружающих, имидж Творца, не дай Б-г, не оказался повреждённым. То есть, опасается того, что мы называем хилуль а-Шем.

Такое произошло, когда мужи Великого Собрания (аншей кнесет а-гдола) увидели, какие разрушения производит влечение к идолопоклонству. Это было столь очевидно, что они  попросили у Всевышнего полного отмены этого порока в среде евреев (Йома,69). Но такое ясное видение внутренних побуждений происходит редко, и  не всегда доступно даже Мудрецам, и даже Пророкам.

В страданиях не стоит себя жалеть. Их нужно попытаться принять с любовью. И тогда возможно будет и выстоять в них, и победить, и выйти из испытания «на белый свет»  сильней и лучше.

 

По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми Элияу». Том 3, стр. 197-198.

Теги: Переводы, Еврейство