Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Главное желание дурного начала — найти изначально кашерное отверстие для проникновения зла в человека.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Чем мы любим?

23 июня 2016, 08:33

Отложить Отложено

http://www.ravst.ru/img/ecology.jpg

У любого человека есть стремление «давать». Притом, что «главная» сила — «брать» не может полностью уничтожить эту маленькую искорку в человеке, ведь иначе мир бы попросту бы разрушился. Не женились бы, детей не заводили бы и не растили. Потому и постановил Творец вселенной, что останется чёрточка эта навсегда в человеке. Впрочем, влияние её ограничено, и проявляется она весьма избирательно. Её энергия обращена на «своих», самых близких — семью, родственников, друзей, а остальное человечество остаётся массой чужих и далёких, и с ними человек не церемонится, конкурирует, борется — словом, стяжает вовсю.

Однако есть одна странная особенность у свойства «давать». Тот, кого человек облагодетельствует, того и полюбит. Более того, тот, кого человек одарил, становится его неотрывной частью, как будто прилепится к нему. И оказывается, что чужим и далёким является только тот, кому вы ещё ничего не дали, кого пока не оделили вашей добротой и вниманием. Если человек начнёт заботится обо всех, кто рядом, все станут близкими, все любимыми, а «чужие» куда-то исчезнут, поскольку в каждом окажется ваша частичка, немножко от вашего «я».

Для человека, добравшегося до этой ступени, станет простой и ясной заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» — то есть, в буквальном значении «как себя», без всяких оговорок и отличий, поскольку в душе своей ощутит, что «я» и «он», по сути — одно.

А что же происходит между мужем и женой? Любовь? В сущности, это чувство — самое удивительное среди душевных горений. Казалось бы, всё до предела ясно. В самом чувстве ничего особенного нет, оно относится к основным качествам человеческого существа, вложенным Творцом, дабы обеспечить продолжение человеческого рода, также как голод — для поддержания жизни тела. Но это странно, поскольку для того достаточно простого вожделения, а в придачу — родительский инстинкт для заботы о детях. А любовь, любовь то зачем?

Говорят, что любовь — порождение благодарности, испытываемой супругами друг к другу за помощь в осуществлении «естественных» стремлений. Но это — ошибка, ведь человеку свойственна не только благодарность, гораздо чаще — всё наоборот, человек быстро забывает сделанное ему добро. А любви, тем не менее, хватает.

Поэтому, позволим себе сказать, что любовь возникает вследствие восполнения мужем и женой друг друга. По отдельности они — неосуществлённые фрагменты и только вместе, дополняя и восполняя один другого, становятся человеком. И вот тогда то, подарив жене\мужу цельность, вы испытываете любовь. Вы даёте, и вы любите, а любовь порождает желание дать ещё больше.

Но почему, как это часто бывает, любовь кратковременна? Да в том то и дело, что большинство людей предпочитают брать, а не давать. Начальный порыв подогревался простым вожделением, а усиленный стремлением иметь потомство, он создал иллюзию любви. Но стоит улететь наваждению, как всё возвращается на круг. Природа человеческая берёт своё и требует брать и брать. Эта подмена происходит так незаметно, что человек просто не улавливает, когда всё перевернулось с ног на голову. Куда девается желание давать? Мы требуем, чтобы давали нам, мы ждём, чтобы удостоили нас, мы хотим, чтобы исполнили обещанное нам. И где уж тут любовь? Можно ли вообще, в таком случае, говорить о любви?

Да, конечно. Просто нужно быть настороже. Нужно выпестовать в себе эдакого «пса», который нюхом почует первые признаки вора по имени «давай-давай» и вцепится ему в горло, задушив в «зародыше». Каждый должен стать себе контролёром и стражем, чтобы не упустить момент и не потерять всё. Это возможно и это необходимо. А потом, если не соскочить с рельс, всё помчится чудесным порывом и загудит непрерывной и долгой любовью.

Впрочем, есть, кто решает проблему просто. «Не женись — и не заплачешь». Но эти «братцы» — законченные эгоисты. Они по определению не в состоянии избавиться от стремления брать и стяжать, как говорится: «бери от жизни всё, пока от неё ничего не останется». И даже тот «природный» минимум, требующий продолжить род, притуплен в них, не давая стать «дающими», хотя бы на час. Подобны им те, кто готов завести лишь «полтора» ребёнка и собаку. Не желают они вкладываться даже в собственных детей, чёртик стяжательства мешает.

И только подлинная связь между мужем и женой, питающаяся взаимным «дарением», перерастёт в настоящую любовь, крепнущую и сияющую до самых последних мгновений их жизни.

По книге раби Элияу Деслера «Михтав ми-Элияу» (Том 1,стр.37-39)

Теги: , Еврейство