Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 5

Усилия напрасные и необходимые (7)

18 февраля 2012, 22:28

Отложить Отложено

 

ХАЗОН ИШ И ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

 

Семья одного больного, находившегося в бессознательном состоянии, обратилась к раби Ишаяу Карелицу (Хазон Иш) со следующим вопросом:

Один из врачей, обследовавших больного, определил у него опухоль в мозгу и постановил, что требуется срочная операция, иначе – смерть. Однако другой врач считал, что больной страдает от мозгового кровотечения и операция окажется смертельной.

 

Хазон Иш посоветовал семье обратиться к ещё одному специалисту и действовать в соответствии с его вердиктом. Третий врач решил, что в мозгу опухоль и следует немедленно оперировать.

 

Семья опять вернулась к Хазон Ишу и проинформировала его о сложившейся ситуации. Услышав о решении третьего врача, Хазон Иш встал со своего места и в продолжение двадцати минут, не говоря ни слова, расхаживал по комнате. И только потом сказал, что следует оперировать.

Семье это показалось странным, но, не задавая лишних вопросов, они бросились в больницу, чтобы дать добро на операцию. В итоге, больной умер на операционном столе, и выяснилось, что второй врач оказался прав: больной страдал мозговым кровотечением, и операция убила его.

 

Тут-то семья вспомнила о необычном поведении Хазон Иша: сначала посоветовал проверить у ещё одного специалиста и действовать согласно его решению, но услышав о его вердикте, постановил оперировать лишь после долгих раздумий. Было очевидно, что Хазон Иш не слишком доверял последнему решению врача. Почему же тогда Рав приказал оперировать? – спросила семья.

 

Вот что ответил Хазон Иш: «Моё знание ничего не могло ни добавить, ни отнять. Если на Небесах постановлено человеку - жить, он будет жить, если же он приговорён, то умрёт. Не в наших силах продлить больному жизнь. Мы лишь обязаны предпринять усилия, которые выглядят действенными, и в данном случае это зависело от мнения большинства врачей. Мы поступаем так, даже если выяснится постфактум, что предпринятые усилия лишь навредили. Мы обязаны понимать, что жизнь и смерть человека определяются лишь суммой его поступков, и так же, как лишние усилия могут повредить человеку, недостаток этих усилий или бездействие тоже могут оказаться фатальными».[1]

 

Нам, как людям верующим, должно быть ясно: «Человек не пошевелит пальцем, если об этом не было провозглашено Свыше».[2] Даже слабый удар, получаемый человеком, определён ему с Небес. «Испытания, подобные болезням и несчастьям, - всё это приговор Свыше, и не в силах человека уберечься».[3]

 

Посему, тот, кто полагается на Творца, знает, что есть мера усилий, которую человек обязан предпринять, но нет никакой причины слишком множить эти усилия, поскольку это ничего не прибавит и, в конечном счёте, не изменит в приговоре Суда, определяемым общим балансом поступков человека.

 

Посмотрим же, как этот нелёгкий выбор совершали наши Отцы и Учителя, чтобы и мы, на нашем уровне, могли определить для себя, как должно поступать, чтобы удостоится спокойной и здоровой жизни.

 

По книге раби Менахема Зеева Маора "השתדלות המאמין"

 


 

[1]Со слов раби Шломо Ноаха Кароля, бывшего свидетелем этого происшествия.

 

[2]Хулин,7,2

 

[3]Тосафот, Нида,16,2

Теги: , Переводы, Еврейство, Усилия напрасные и необходимые