Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хроника жизни и смерти (4)

Отложить Отложено

Эц при – дерево-плод - выше по рангу, чем эсэв, поскольку может расти много лет, но среди деревьев этот вид наименее приспособленный, его древесина мягкая, потому и годится в пищу. Эц осэ при дерево, создающее плод – более твёрдая порода, несёт на себе свой плод. Деревья различаются также и по способу принесения плодов. Эц осэ при производит плод, который сам же и является семенем. К этому виду относятся, например, ореховые деревья. Другой вид деревьев, называемый эц при осэ при даёт плоды, которые, в свою очередь, несут в себе семена, например яблони т.д.

Помимо вырастания из семени, попавшего в землю (нетия) - деревья могут размножаться и с помощью авраха, то есть, когда ветвь от дерева укореняется в земле, превращаясь в самостоятельное растение. Кроме того, деревья поддаются скрещиванию – аркава. Однако эта способность ограничена видами, близкими друг другу, например этрог - с другими цитрусовыми, но для видов далёких, как яблоня и орех,  скрещивание неприемлемо.[1]

Деревья одного и того же вида бывают «мужскими» и «женскими». И цветы "женского" дерева не завяжутся в плод, пока не получат пыльцу от "мужского" дерева.  Однако есть и «двуполые» деревья, опыляющие сами себя.

 В этот же третий день, было создано нечто, что условно также можно отнести к «растительному миру» - Ган Эден. Отличие Ган Эдена состояло в том, что все «растения» там обладали скорее духовной, чем материальной природой. Более того, время не властвовало над ними. Ствол деревьев не гнил, листья не желтели и не опадали. Ветки не нужно было обрезать, цветение не затихало, а плоды не иссякали.

 На четвёртый день наш мир обрёл систему светил: солнце, луну, планеты и звёзды. К этому дню все они уже существовали в виде самостоятельных небесных тел и, включая солнце и луну, вращались по назначенным им орбитам. Солнце, как и другие звёзды, представляло собой тёмное шарообразное тело, получавшее свет от ничем не ограниченного сияния, наполнявшего вселенную. Но на четвёртый день, когда предстояло появиться живым существам, не способным выносить интенсивность и жар этого сияния, солнце превратилось в накопитель и регулятор этого сияния, став, таким образом, для живущих на земле основным источником света и тепла. Так появились небесные светила.[2] Каждому из них была определена своя роль в мироздании. Солнцу и Луне были приданы законы, регулирующие смену дня и ночи, времён года. Они стали отправной точкой отсчёта времён: месяцев и лет, праздников и памятных дат.

 Интересно отметить, что солнце и луна вначале были равны по размеру, и оба испускали свой собственный свет. Солнце светило днём, а потому и ярче. Бледный же свет луны предназначался для ночи. И это не случайно, ведь сами понятия «день» и «ночь» появились ещё до появления света. «День» - означал время, пригодное для активной деятельности, тогда, как «ночь» - время отдохновения.

 Впоследствии, поперечник солнца увеличился, а луна, напротив, уменьшилась в размерах и перестала излучать собственный свет.[3 Её свет вернётся к первоначальному состоянию в конце времён, когда человек, пройдёт весь долгий путь духовного становления. Затмения светил – недобрый знак для мира. Солнечное затмение – дурная весть для остальных народов, тогда как сокрытие луны – тревожное знамение для евреев.

 К второстепенным источникам света относятся звёзды и планеты. Многие из них по размеру больше луны и даже солнца, но их влияние на жизнь человека нельзя сравнить со значением основных светил.

 Четыре основные «угла» мира тогда же определились на земле.

 Мизрах – от слова «зриха» - «появление света» - оттуда в мир приходит солнечное сияние, как из «потайного окошка».

 Даром – оттуда на землю приносится роса, а также прилетают умеренные, благословенные дожди. Ветер из Дарома подымает дождинки и способствует росту зерновых трав. Отсутствие этого ветра – знак начинающегося голода. Ветер из Мизраха также приносит дожди, но это – тяжёлые, пронизывающие ливни, что хороши для заполнения ям, прокладывания подземных ходов, а также роста сорняков. Мягкие же и благодатные дожди приходят именно из Дарома.

 Третий угол мира – Маарав. Оттуда проистекает мгла. И название само – от слова «эрэв» - смешение дневного света с надвигающейся тьмой. И не зря там же садится солнце.

И наконец – Цафон – от слова «цафун», «спрятанный», «сокрытый». Там концентрируются холода, снега и лёд, там климатическая кухня мира, там формируются все осадки, приходящие в мир.[4]

 


 

[1]Мальбим.

 

[2]Мальбим

 

[3]Пиркей де раби Элиэзер, перек 6.

 

[4]Пиркей де раби Элиэзер с пояснениями РаДаЛя раби Давида Лурии.

Теги: , история, Хроника жизни и смерти