Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Довольствующийся обретённым — выше, чем б-гобоязненный»Талмуд, Брахот 8а

Бар мицва у Стены Плача

24 ноября 2009, 01:44

Отложить Отложено

Бар-мицва у Стены Плача

В последние годы мы становимся свидетелями возникновения нового обычая — делать бар-мицву у Котеля, самого священного места, где сейчас разрешено молиться евреям. Б-жественное Присутствие никогда не покидало Западной Стены, ведь «Храмовая гора напротив Престола Славы». Каждый понедельник и четверг теперь здесь масса народа: песни, летящие конфеты, фотографы и видеооператоры, и, конечно, главное — чтение Торы.

Интересно, что Шулхан Арух ничего не упоминает об обычае бар-мицвы; а Талмуд в трактате Недарим пишет, что мальчик с возраста 13 лет и один день становиться сознательным человеком, обязанным во всех заповедях, и это «Алаха Моше ми-Синай» — то есть точная традиция, уходящая по непрерывной цепочке к получению Письменной и Устной Торы. Именно обязательность соблюдения заповедей, которое начинается для еврейского мальчика в этот день, выделяет его из других народов, делает его святым, то есть в переводе с иврита «выделенным». В этом избранность — в соблюдении Традиции.

Вынос Торы перед ее чтением

Свод еврейских законов Мишна Брура (Крият а-Тора, 136) пишет, что еврейский мальчик первый раз поднимается к Торе в Субботу перед той неделей, как ему исполняется 13 лет. Как правило, тфилин он начинает одевать за месяц до этого.

Вынос Торы

Конечно, большинство мальчиков, бар-мицва которых проходит здесь — из нерелигиозных семей, и это событие не только вводит их во взрослый мир, но и приближает к Традиции. Ведь даже нерелигиозная семья, решившая провести бар-мицву у Стены Плача, —делает огромный шаг в сторону наших корней. Для каждого еврейского парня это волнительное и незабываемое событие, и, особенно, если оно рядом с Храмом, в присутствие всей семьи…

Под хупой

Церемония порой начинается еще в Старом городе, чуть ли не у Яффских ворот. Мальчик в этот день называется «жених заповеди», и, наверное, поэтому его ведут под хупой — балдахином с четырьмя палками, под которым совершается свадебный обряд..

Кто здесь бар-мицва?

Шествие превращается в хеппининг: его сопровождают барабанщики и трубачи (с прикидом в античность), а семье раздаются трещетки, свистульки, колокольчики, губные гармошки — чтобы весело было. К сожалению, это порой не вяжется со святостью места… (Кстати, а кто здесь мальчик?)

У Котеля

Здесь работает несколько «фирм», которые организовывают проведение бар-мицвы; как правило, это вполне профессиональные «затейники», в увлекательной форме ведущие рассказ о заповедях, которые должен начинать соблюдать еврейский парень, об истории построения и разрушения Храма, и о двух главных событиях этого дня — накладывании тфилина (для многих мальчиков это, увы, и есть первый день) и вызова к чтению Торы.

Чтение Торы

Вот она, волнительная точка подъема, кульминация дня — чтение Торы… С какой нежностью и любовью этот мальчик впервые в жизни читает свиток Святой Торы!

Поют после чтения Торы

А французы после чтения Торы поют.

Фото на память у Стены Плача

Потом фотографируются на память. Такая фотка — на фоне Котеля — есть у каждого еврея, живущего в любой стране мира.

Бар мицва со сломанной ногой

Не повезло…

Благословение

Фандрейзинг.

Последнее фото

А на последок, — последняя, расссссссстрельная фотография. Как трудно становиться взрослым… Как трудно, позируя перед фотоаппаратом, сохранить (или открыть) в себе огонь Торы…

Теги: Иерусалим, Шулхан Арух, Мицва, Туземцы, Храм, Святость