Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Гармония

Гармонией называют состояние устойчивого равновесия, покоя, которое возникает в результате правильного распределения, сочетания и взаимодействия чего-либо. Гармония мироздания — это тот порядок устройства мира, который изначально был заложен Вс-вышним на всех уровнях. Гармония достигается, когда форма наиболее полно отражает сущность. Мы достигаем гармонии, когда ставим материальное в подчинение духовному. Такая гармония существовала в Храме. Суббота — это предвкушение будущей Мессианской эры гармонии.

Оглавление

Уровни порядка [↑]

Рав Акива Татц в книге «Маска Вселенной» объясняет, что мир устроен гармонично. Благодаря этому мы можем изучать его с помощью математики и других наук. Если мир в точности отражает свои духовные истоки и мы хотим добраться до этих истоков, нам необходимо изучить его структуру, тот порядок, по которому он устроен. Мир (и человеческий разум) содержит три уровня порядка.

Первый уровень — это седер лешем седер, порядок ради порядка. [↑]

Он проявляется во внешней симметрии и гармонии нашего мира. Этот естественный порядок характерен для всей вселенной; фактически, он и есть ее структура. Внешний мир всегда соответствует миру внутреннему: поскольку внешний мир имеет четкую структуру, значит, и разум обладает структурой. Именно такое строение разума, отражающее строение физического мира, позволяет нам думать логически и последовательно. Наш разум располагает упорядоченными каналами, с помощью которых мы воспринимаем упорядоченную организацию мира.

Когда внутренняя и внешняя системы пребывают в гармонии, мы наблюдаем их синхронное взаимодействие; когда гармония между ними нарушается, возникает диссонанс.

Нарушение гармонии внутри себя влечет за собой дисгармонию в обращении с другими. Если в нашем внутреннем мире произошел надлом, он неизбежно отразится и на внешнем мире.

Очевидно, что внутреннее состояние человека ищет самовыражения во внешних формах. По мере приближения эпохи Машиаха в обществе все отчетливее наблюдаются характерные предмессианские конфликты и общий распад; художественное творчество в точности отражает внутреннее смятение, охватившее человечество. Это наблюдается и в живописи, и в драматургии, и в архитектуре, и в музыке: всюду дисгармония становится предпочтительнее гармонии.

На втором уровне — седер лешем тоцотав — порядок достигается ради результата. [↑]

При таком порядке функционирование деталей системы достигается путем их целесообразного размещения. Цель организованной компоновки состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие между деталями, благодаря чему каждая из них сможет правильно выполнять свою задачу.

Примером этого порядка может служить библиотечный каталог. В каталоге заключен системный порядок библиотеки, он обеспечивает доступ к каждой книге, это ключ к успешной работе библиотеки. Без него книги могут оказаться бесполезными. Система требует правильного размещения всех книг, причем каталог должен отражать это размещение.

Человеческий мозг подобен библиотеке: чем лучше он организован, тем полезнее накопленные им факты. Тот, кто хочет много знать, должен вначале усовершенствовать и упорядочить свое мышление.

Третий тип порядка — седер лешем ахдут а-пеула, порядок ради единства действий [↑]

Этот тип порядка представляет собой высший уровень организации. Здесь элементы целого размещены и соединены таким образом, что они сливаются в единую систему. Эта многогранная система функционирует именно благодаря гармоничному слиянию своих компонентов.

Примером такого порядка может служить сложный механизм, чья четкая работа достигается благодаря оптимальному взаимодействию его деталей. Каждая отдельная деталь сама по себе бесполезна, но вместе они успешно выполняют стоящую перед ними задачу.

Такой системой является еврейский народ. Каждый отдельный еврей важен и незаменим; каждый участвует в выполнении той глобальной задачи, которая стоит перед народом Израиля, и каждый может затеряться как ничтожно малая биологическая частица, если он не откликнется на свое еврейское призвание. В более широком плане все человечество и вся вселенная формируют эту систему: все, что есть в мире, уникально на своем месте и в своей функции. Настанет время и каждый элемент Творения раскроет свою незаменимую роль в грандиозной мозаике реальности.

Мы все формируем единое целое и каждый из нас в отдельности незаменим как индивидуум. Этот принцип отражен в наших эмоциях. Мы так устроены эмоционально, что живо откликаемся на обе свои роли в обществе: как на свою уникальность и непохожесть, так и на принадлежность к коллективу.

Таковы наши естественные внутренние устремления: каждый из нас неповторим и наделен собственной глобальной значимостью, но мы достигаем вершины своей уникальности лишь в тот момент, когда гармонично вписываемся в более крупную структуру.

Форма и сущность [↑]

В книге «Жить вдохновенно» рав Акива Татц приводит слова Маараля, который представлял связь между интеллектом и воображением как соотношение формы и сущности. Форма — абстрактная концепция, сущность — осязаемая. Форма навязывает свои условия сущности, поэтому сущность имеет форму. Всякая сущность должна иметь какую-то форму, и всякая форма должна иметь какую-то сущность, чтобы выражать ее. Гармония достигается в том случае, если сущность предельно точно и красиво выражает свою форму. Такова формула любого искусства и эстетики.

Гармония мысли проявляется в самых различных формах. Например, талантливый художник дает волю своему воображению, не ставя перед ним практически никаких барьеров. Интеллект контролирует процесс лишь в той степени, которая позволяет добиться единства темы и творческого поиска — баланса и эстетической связи.

Наша главная цель — добиться полной гармонии между абстрактной формой и осязаемой сущностью, между абстрактным истоком логики в разуме и графическим проявлением воображения. Ибо подлинная красота заключена в гармонии противоположностей.

Душа и тело [↑]

Как нешама, наш личный корень, проявляет себя в физической среде — в нашем теле? По мере удаления от духовных сфер и приближения к физической среде все ярче проявляется напряжение или дисгармония между внутренним ядром и внешней оболочкой. Физические или внешние слои начинают бунтовать, все громче заявляют о себе; внутренний чертеж и внешнее здание перестают соответствовать друг другу. Нам все труднее поддерживать гармонию между ними. Особенно остра проблема взаимоотношений души и тела.

Когда Адам и Хава появились на свет, они не стыдились, потому что их телесные оболочки полностью отражали их души. Тело хранило полную верность душе. Но первородный грех все изменил. Этот грех стал уступкой телу. Он превратил человека в элемент физического мира, хотя прежде человек стоял над этим миром и поддерживал с ним гармоничную связь.

В результате своего греха Адам и Хава опустились на самый низкий уровень физического мироздания и стали подвластны материальной стихии вместо того, чтобы, как прежде, повелевать ею. Ангельское ядро было приговорено к заключению в теле, неотличимом от тела животного. В том и состоял позор, стыд. Очутившись в столь унизительном положении, Адам и Хава испытывали самый острый стыд, какой можно себе представить. Они знали, что сами виноваты в своем падении, и это дополнительно усугубляло чувство стыда.

Телу позволили высказаться, и оно захватило всю власть над человеком. Оно перестало быть верным слугой и превратилось в хозяина.

В результате грехопадения Адама возникло напряжение между душой (нешама) и телом, между духовностью и материализмом. Эти два начала были созданы для того, чтобы гармонировать друг с другом, быть партнерами, но они стали непримиримыми врагами. Тело, призванное служить вместилищем духовности, наоборот, стало уводить нас от духовности.

Наш путь в этом мире состоит в том, чтобы исправить дисгармонию, создавая гармонию между внутренними и внешними мирами; не отвергать материальное, а ставить его под контроль духовности; обучать тело абсолютному подчинению душе. Такая гармония противоположностей и есть красота — та особая красота, которая излечивает от стыда. Этим путем мы должны идти до конца истории, до наступления той желанной эры, когда тело и физическая среда его обитания снова превратятся в сияющие духовностью сосуды, какими были созданы изначально.

Рав Эуд Авицедек в книге «Даат тфила» пишет о качестве «Тиферет» как о совершенстве соединения души и тела, единстве между высшими и низшими мирами, которой достиг наш праотец Яаков. И «лестница, стоящая на земле, а вершиной достигающая небес» — это и есть совершенство, царящее между душой и телом, которое дает возможность свету души пробиться через тело. В этом заключается красота формы человека: мудрость освещает его лицо. Раскрытие света души через тело создает красоту.

В более глубоком плане можно сказать, что еврейский народ был сформирован на основе тех качеств, которые заложили в него праотцы — Хесед (милосердие, стремление к совершению добрых дел) от Авраама, Гвура (могущество, точнее — сдерживающий фактор, способность преодолеть себя) от Ицхака и Тиферет (гармония, равновесие Хеседа и Гвуры) от Яакова.

Об этом сказано в Талмуде: «Красота Яакова подобна красоте Первого человека» (Бава меция 4). Форма совершенного человека — венец творения.

Это совершенство является корнем вечного существования, истинного существования, которое было предуготовано Первому человеку, Адаму, — вечная жизнь.

Гармония и суббота [↑]

Когда существовал Иерусалимский Храм, он соединял Высший и низший миры, создавал возможность гармонии между духовным и материальным. Только когда сердца и души людей сливаются ради единой цели — приближения к Творцу миров, привнесения в мироздание Б-жественного порядка, только если люди способны поступиться ради этого собственными амбициями, возможно явное Б-жественное присутствие в Храме.

Храм разрушен. Значит ли это, что вместе с ним ушла из мира гармония? Как известно, измерение спокойствия и гармонии Б-г сообщил миру на седьмой день. Мир более не находился в процессе становления, он мог участвовать в Б-жественном Покое. И это было благословение и освящение мира.

Рав Арье Каплан в статье «День вечности» пишет, что Суббота стала днем вечности. Мир получил возможность участвовать в Б-жественной безвременности.

В некотором смысле Б-г спустился к миру в Субботу этих первых дней творения. Интересно, что слово суббота, «Шаббат», имеет общий корень со словом «шевет» — пребывать, жить. В субботу Б-г сделал мир местом Своего пребывания.

Суббота принесла с собой гармоническое соотнесение мира с Б-гом. Вместо того, чтобы продолжать изменения в мире, Б-г сообщил миру способность находиться с Ним в состоянии гармонии.

Книга Зоар говорит, что тайна субботы — в Единстве: в субботу Б-г сотворил гармонию между Собой и вселенной. Поэтому получается, что человек, соблюдающий субботу, участвует в вечности Б-га. Он находится в гармонии как с Б-гом, так и с миром, то есть — со всем существующим.

Этим объясняется также, почему состояние гармонии, покоя так важно в субботу. Одно из самых распространенных субботних приветствий — «Шаббат шалом», «мир субботний», ибо основное содержание субботы — согласие, гармония не только между людьми, но и между человеком и всем сущим.

Великая надежда еврейского народа — мессианская эра, когда наступит всемирная гармония. Тогда люди научатся жить в согласии друг с другом и со всем миром. Наступит конец всем войнам, несправедливости и эксплуатации.

В Талмуде мессианская эра названа «Йом шекуло Шаббат» — целиком субботний день, когда все будет субботним. Приход Машиаха явится величайшим переворотом в истории человечества. Человек окончательно восторжествует над злом.

Суббота — это подготовка к Будущему. В каждую субботу мы предвкушаем мир Будущего — гармоническое бытие мессианской эры. Еврей, соблюдающий субботу, познает вкус истинной гармонии и покоя. Он знает, как их использовать и как самому подняться до их уровня. И когда наступит мессианская эра, он будет готов встретить «день, в котором всё — суббота».

На чем стоит мир? [↑]

«Шимон-праведник был последним из [ученых] Великого собрания. Он часто повторял: “На трех основах стоит мир: на [изучении] Торы, на служении Б-гу и на добрых делах”» — так читаем в «Пиркей Авот» 1:2.

Маараль, комментируя эти слова, объясняет, почему мишна сказала, что мир стоит на Торе, на служении и на делах милосердия. С помощью Торы человек сам по себе становится значительным творением, с помощью служения он хранит связь между собой и Творцом, а с помощью деяний милосердия он устанавливает связь с другими людьми — ведь он ни в коем случае не является единичным творением, а существует вместе с другими. И когда человек оказывает милосердие другому, он тем самым соединяется с ним и становится таким, каким создал его благословенный Б-г.

А в комментарии на Мишну 2:10 Маараль раскрывает, как эти три столпа, на которых стоит мир, восстраивают гармонию мироздания: «Во-первых, человек должен достичь гармонии с Б-гом. Во-вторых, он должен пребывать в гармонии с другими людьми; и в-третьих, он должен быть в гармонии с самим собой».

Выводить материалы