Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Пинхас

01 июля 2010, 13:38

Отложить Отложено

"Пинхас, сын Элазара, сын Аарона коена, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них…" Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל, זי''ע говорит, что обычно, когда еврей возмущён поступками и поведением других, обвиняет и упрекает, – это вызывает на Небесах обвинение против всего Израиля. Ведь каждый еврей очень важен для Всевышнего и поэтому сказанные евреем слова обладают особым весом. Поступок Пинхаса был совершенно иного рода. Пинхас из ревности за Всевышнего, возмущённый наглым осквернением Его Имени, нарушением Его воли, жертвует собой. Он идёт на верную смерть и позор ради того, чтобы вступиться за Честь Б-га. Посмотрите подробно все обстоятельства его поступка в Мидраше. Поступок Пинхаса продиктован колоссальной любовью, любовью к Б-гу и еврейскому народу. Подняв казнённых им преступников на копьё, он воскликнул: "Владыка миров, неужели из-за этих должно погибать столько евреев?!" Только после этого мор прекратился. В этом особенность святости, явления противоположной природы могут гармонично сочетаться в ней. Только в святости может быть одновременно и страх перед Всевышним, и любовь к Нему, суровый суд, наказание и возмездие, и милосердие и любовь. Ведь святость – это абсолютное подчинение Всевышнему, а Он источник всех сил в мире, общий корень всего многообразия. Крепко связанный с Корнем, человек приобретает Его свойство сочетать в себе противоположное, быть хозяином своих качеств и свойств характера и применять их тогда, когда надо. Живущий вне святости лишён этого, он раб своей природы и характера и не может сочетать в себе противоположное. Требовательный и строгий не может заставить себя быть по-настоящему добрым и милосердным, а добрый и мягкий не способен проявить волю и принципиальность. Пинхасу, проявившему в себе одновременно Милосердие и Суд Творца, был дан свыше двойной подарок: Союз мира, соответствующий Суду, и священство, соответствующее его Милосердию. Пинхас прожил очень много лет и известен нам впоследствии как Элияу аНави.

            "Вот, Я посылаю вам Элияу аНави пред приходом Дня Г-спода, великого и грозного". Последнее пророчество последнего пророка говорит, что перед приходом Машиаха вначале придёт пророк Элияу. В чём смысл его прихода и почему сказано "посылаю" в настоящем времени, а не "пошлю" в будущем? "Меор Эйнаим" говорит, что любому совершенству, "ихуду"-- соединению с Б-жественным должно предшествовать сильное желание его достичь. Это принцип, который святой Зоар называет "пробуждением снизу", движение навстречу Всевышнему, необходимое для встречи и соединения с Его благословением. Например, молитва. Совершенство молитвы состоит в соединении мысли и слова, когда каждое слово произносится осмысленно и с чувством, от всего сердца. Для этого к молитве нужно готовиться: учить Тору, настраивать себя. Но вся эта подготовка -- только необходимое усилие с нашей стороны. Настоящая готовность к молитве, жажда произнести её святые слова как следует посылается Свыше. Это и есть аспект Элияу аНави, который Всевышний посылает нам каждый день. Только после этого возможно настоящее совершенство, соединение с Б-жественным, заложенным в словах молитвы. В этом принципе и смысл прихода Элияу до прихода Машиаха. Все мы "спим" и не готовы к тому свету, который он нам принесёт. Поэтому вначале придёт Элияу, чтобы пробудить нас и вызвать желание этот свет принять. Дай нам Б-г действительно очнуться и быть готовыми к Избавлению, которое скоро придёт!

            Ребе из Апты, автор "Оэв Исруэль" זצק''ל, זי''ע, обращает внимание на то, что наша глава "Пинхас" всегда читается в три траурные недели "Бейн амецарим". В главе описываются жертвоприношения всех святых дней нашего календаря, которых ровно 21: неделя Песах, восемь дней Суккот, Шавуот, Рош Ашана, Йом Кипур, Шабат, Рош Ходеш, по числу дней в этих трёх неделях. Дни "Бейн Амецарим" – это корень всех праздников года. И хотя сейчас внешне это дни тяжёлые, когда в мире властвует Суд, в будущем раскроется внутренний потенциал этих дней, праздники и радость близости с Б-гом. Самым большим праздником станет именно самый тяжёлый день года -- 9 Ава. "Оэв Исруэль" приводит кабалистическую причину этого явления. Чему всё это может нас научить? Важнейшему принципу хасидизма. Нет ни одного положения человека, ни одного времени года или часов в сутках, потерянных для службы Всевышнего. Вся земля полна Славы Его. В каждом положении есть своя особенность, которая может помочь подняться и приблизиться к Б-гу. Всегда есть надежда, никогда не поздно!

 

Из рассказов о праведниках

            15 Тамуза юрцайт величайшего праведника, комментатора Торы, кабалиста, святого "Ор Ахаима". Его ученик Хидо זצק''ל, זי''ע пишет, что книга "Ор Ахаим" особенно популярна у ашкеназим. Книга переиздавалась в Польше множество раз благодаря Баал Шем Тову, который открыл святость её автора. В Марокко,        в родном городе,  у Ор Ахаима была ешива, где он преподавал для разных   групп открытую           часть  Торы:  Талмуд,  поским  и  Шулхан  Арух,  и Кабалу.  Зарабатывал он  на  жизнь   обработкой алмазов. У    Ор Ахаима было железное      правило.    Он    рассчитывал,   сколько   ему   нужно   работать   для пропитания   семьи,            а  всё  остальное время  без остатка отдавал Торе. Эмир его города выдавал замуж дочь и решил сделать заказ украшений для невесты у  Ор Ахаима. Как это ни странно звучит, но эмиру не повезло. В это время Ор Ахаим уже не работал, а учил Тору. Никакие уговоры, обещания царской награды, а потом  и угрозы, не помогли. Ор Ахаим отказался прервать учёбу. Взбешенный эмир приказал схватить Ор Ахаима и бросить в клетку со львами в зверинце его дворца. На утро перепуганные слуги прибежали и сказали, что  еврей жив, он сидит и напевает что-то из своей книжки, а эти большие кошки спокойно лежат возле его ног. Это произошло не так давно, во второй половине 18 века. Пусть заслуги "Ор Ахаима" помогут нам и защитят нас, и мы научимся у него главному:   дорожить святой Торой и беречь ее свет!

                                                Агит Шабос,                                     Яков Доктор

 

*** "Шма Исраэль" – это Учебный Центр в Бейт Шемеше,  большая библиотека книг по иудаизму, уроки Торы на русском языке, коллель, экскурсии  по еврейским местам. Приходите учиться.

Телефон для связи   057-3199742

Теги: Недельная глава