Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а

Веха на пути к свету

12 апреля 2011, 04:33

Отложить Отложено

В пасхальную ночь, когда мы снова будем сидеть вокруг стола, ведя чинный Седер и вспоминая историю еврейского Исхода из Египта, – опять придут, как водится из года в год, четыре сына и зададут свои вопросы: сын-мудрец, сын-злодей, сын-простак и сын, который не знает, что и как спрашивать.

Мы сами и исполним их роли, – маленькая мизансцена обязательного спектакля, в чем-то повторяющего – чуть-чуть – отшумевший буквально на днях пурим-шпиль.

Более двадцати пяти веков задают свои вопросы четыре сына – начав их задавать задолго до пуримских событий. По сей день их вопросы актуальны и, что называется, своевременны. Возможно, потому и печатают из эпохи в эпоху новые сборники Агады-шель-Песах – чтобы художники, создавая иллюстрации, могли нарядить сына-злодея в новое современное платье.

"Что это за работа такая у вас?" – надменно спрашивает он нас. Что это за вера у вас такая, граждане религиозные евреи? Какие такие заповеди в наше научно-прогрессивное время? Что за средневековье в век всеобщей компьютеризации?

Перед нами даже не вопросы. Спрашивающий не ждет ответов, ему ответы ни к чему. Он пришел поиздеваться – предполагая, что его позиция разумна, обоснована, либеральна и пр. и пр. А вот позиция еврея, соблюдающего Тору, напротив – смешна, глупа, полна национального снобизма и пр. и пр.

Потому этот сын и назван злодеем, что пришел не спросить, а задеть, обидеть. О нем пишет знаменитый раввин 19 века рав Шимшон Рефаэль Ирш (רש"ר הירש) в своем комментарии на Агаду-шель-Песах:

"Что ответить поколению, которое собственную испорченность зовет прогрессом, а веру наших мудрецов – отсталостью? Ничего не отвечай! Когда Тора говорит: "Расскажи своему сыну", – она имеет в виду того, кто не умеет спрашивать, и того, кто задает серьезные вопросы. Но не того, что пришел с насмешкой. Об этом поколении не сказано: "И расскажите им", а просто советуется: "Скажи". Без всякого уточнения – кому. Они настолько далеко ушли по пути прогресса, что не спрашивают, а сами отвечают. Они обвиняют Тору в узости и отсталости. Они хотят "просветить" тебя, вытащить из болота заблуждений, поставив рядом с собой и явив тебе широту своих знаний и представлений".

"Что можно сказать ему? Он не разговаривает с тобой, а тем более не учится, хотя вроде бы задает вопросы. На самом деле он пришел учить и поучать. У него нет терпения, хотя он везде распространяется о собственной веротерпимости. Он не может тебя терпеть таким, какой ты есть. Он хочет тебя изменить. Стоит ему встретить тебя, странно одетого в век великого разнообразия моды, как он сразу решает, будто ты полон укоров в его адрес. Он защищается от них, раньше, чем ты раскрыл рот. Он атакует. И все же знай, что он любит тебя, ибо в его неравнодушии к тебе есть все что угодно, но нет ненависти. Просто ему тяжело видеть тебя погрязшим в "первобытном невежестве".

"Что можно сказать ему? Вряд ли в твоих силах вернуть его к Торе. У вас слишком различные жизненные ценности и установки. Его вернет только его личный опыт – когда убедится в пустоте и бессодержательности своего образа жизни, когда разочаруется во всех играх, коим бездумно предавался до сих пор, наивно полагая, будто за ними стоит что-то серьезное и важное. Его душа еще истомится по истине, о которой он догадывается, что она где-то существует – где-то, но не в его опустошенном сердце".

Рав Ирш продолжает:

"Однако не отвечать – еще не значит молчать. Тора не приказывает: расскажи им! Тем не менее она требует: расскажи! Как понимать этот приказ? Расскажи своей жизнью, своими действиями. Покажи – сколько счастья в соблюдении заповедей. Насколько твоя вера сильнее их сомнений. Как верность традиции спасает от пути предательства, на который они готовы встать. В какой степени твое существование бодрее и насыщеннее того бытия, которым живут и мучаются они. Покажи, что твоя радость – не их легкомыслие, а твои обязанности – не их детские забавы. На все, что клоуны спросят с хохотом: "Что это за служба у вас такая?" – смело ответствуй: "Праздник Песах – в память о том, что Всевышний не коснулся (пасах) домов сыновей Израиля в Египте, когда поражал жилища египтян".

"Их поразил, а нас спас. Их поразил за неверие. Нас спас за непоколебимость в вере. На этом стоит наш народ. На этом держится наша история".

"И все же, что означает приказ Торы: расскажите! Вот что он означает. Если в твоей среде все молчат и никак не реагируют на насмешников, тем самым давая им понять, будто в Торе скрыто что-то постыдное, о чем стесняются говорить открыто, – тогда расскажите! Откройте рот, объявите в полный голос, что заповеди, которые вы исполняете, даны Творцом мира, что в них ваша связь с Ним. Ими вы освящаетесь и освящаете свои жилища – подобно праотцам в Египте. Расскажите, что только еврей Торы выходит из рабства на свободу. А еврей, оставивший Тору, будет оставлен в Египте – в его страшной тьме, небытии и безысходности".

"Ответьте этому поколению – и тогда спасете себя и своих сыновей от всех заблуждений века. Заодно поможете и всему поколению, поставив перед ним ориентир, веху на пути к свету. На том пути, по которому возвращаются к Торе".

Так писал рав Ирш полтора столетия назад. (Из "Истоков", #86, 30.03.1996)

Теги: Праздники