Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если ты выучил много Торы — не хвались, ибо для этого ты и создан»Пиркей Авот 2, 9

Полной мерой (+ важное примечание)

30 марта 2011, 17:40

Отложить Отложено

На уроке коснулись нескольких тем, связанных с качеством мера за меру.

Правило известно всем: как ты поступаешь с людьми, так и небо поступает с тобой. Т.е. какую меру ты взял за эталон своего поведения в том или ином эпизоде с другими людьми, той же мерой будет и тебе отвечено, когда на небесах создадут для тебя новую ситуацию.

Как ты обидел – так и тебя обидят (примерно в той же форме), как ты помог – так и тебе помогут. (При этом надо знать, что если свое действие ты определяешь сам, то ответ других людей будет для тебя сконструирован свыше.) Это все элементарные вещи.

А вот что не элементарно.

Считается, что прием мера за меру – это своего рода наказание или награда по аналогии. Теперь мы можем сказать, что это скорее учеба человека, помощь ему сверху. Найдя очевидное подобие между тем, что с тобой приключилось сейчас, и тем, что ты сам когда-то сделал другим людям, можно обнаружить, за какое свое качество, проявленное в прошлом, ты теперь наказываешься или награждаешься. В первом случае надо исправить это маркированное качество[1], во втором – продолжать в том же духе, но на более высоком уровне[2].

Мудрецы советуют нам поступать следующим образом. Как только пришло несчастье (ндБ), следует изучить свои прошлые поступки – чтобы попытаться найти в них аналогичные случаи, но уже совершенные по нашей инициативе. Если такой поступок мы обнаружили, дальше исходим из того, что небу наше проявленное в нем качество не нравится, – и его надо срочно починить.

Другой цели у такого приема управления миром, которое осуществляет Творец, нет.

Все, что Им делается – свершается для нашей пользы и в силу Его к нам любви. А значит, любое событие нашей жизни надо рассматривать как урок[3]. Прием мера за меру – пример такого рода урока.

А вот теперь новость. Нам кажется понятным желание человека, чтобы у него не было неприятностей любого вида. И мы сами молимся о том же. Но смотрите, что получается. Наше желание – чтобы не было боли. Однако боль по своей природе полезна: она указывает на больной орган. Получив болевой сигнал, мы приступаем к терапии. Иначе мы бы даже не узнали, что именно у нас болит.

Речь, кстати, идет не только о физической боли. И не только о наших телесных органах. А о том, что называется нашим характером, свойствами нашей души (не обязательно теми, что мы получили вместе с душой, но и теми свойствами, которые развили в себе сами или которые развились в нас под влиянием окружения, и т.д.).

И вот мы молимся, чтобы беды и лишения обошли нас стороной. А они не обойдут! Ибо призваны через прием мера за меру помочь нам исправиться.

Получается, что в некоторых случаях наша молитва напрасна. Чтобы она была ненапрасной (не сказанной впустую), следует в момент молитвы иметь в виду простое соображение: Всевышний, спаси нас и охрани; но если сочтешь нужным нас наказать (=научить), сделай так – и мы примем твое наказание (=учебу) с радостью и благодарностью.

Это по поводу неприятных моментов. А теперь по поводу моментов приятных.

Мы молимся: дай нам то-то и то-то. Бедному – хлеба, бесплодной – детей, несчастному – покоя и т.д. Это можно назвать желаемым даром.

Но вот, приходит сын к отцу и просит: папа, дай конфету. Любящий папа дает. Сын делает круг по комнате и говорит: дай еще. Отец объясняет, что это слишком много. Сын продолжает просить. Понятно, что больше двух конфет зараз он от отца не получит – и не потому, что отец ограничен в конфетных ресурсах, а именно потому, что отец его любит. Поэтому можно сказать, что настойчивая просьба сына останется не выполненной.

То же самое с молитвой. В некоторых случаях не стоит биться головой об стенку – все равно Он не даст. Ибо тебе это вредно или просто неполезно. Или есть другие причины.

Тем не менее, многие почему-то думают как раз наоборот: дескать, получает только тот, кто всю силу своей души вкладывает в молитву. От нашей молитвы все зависит!

На самом деле все так и происходит, но с маленькой поправкой. Можешь просить очень сильно, однако включи в свой подход к делу и такой момент: Творец, дай мне то-то и то-то, но если не дашь, я готов и к подобному исходу – и буду Тебе благодарен.

Сказано, что Он "ответит нам в день, когда мы Его просим". Это так. Но иногда Его ответ заключается в том, что Он никак не отвечает на нашу просьбу.

И все, что нам остается делать, это попытаться понять: кроме жаркой молитвы, что́ от нас еще ожидают там, на небе? Что нам следует починить в себе, что усилить, а что напрочь убрать?

Ответ на такие вопросы можно получить, если обратиться к своему знанию о приеме мера за меру. Если Он нас не спасает от чего-то неприятного – значит, перед нами чистое указание на наше действие в прошлом: что-то подобное мы совершили с другими. Если Он нам не дает желаемое – значит, нам это или вредно, или пока недоступно, или мы сами кому-то не дали что-то подобное, хотя могли (и тогда перед нами своего рода наказание).

Третий момент. Вы заметили? Ходят в еврейской среде рассказы про разного рода чудеса, совершенные небесами для спасения евреев. Пришла тяжелая година – люди стоят на краю пропасти – спасения практически нет – и тут, небеса разверзаются, море расступается – приходит чудесная помощь свыше.

И тут скептик, или даже циник, заметит: вместо чудесного спасения от неприятности, небо могло бы с самого начала ту неприятность не обрушивать на несчастных людей.

А ведь перед нами не просто прямолинейная (а поэтому скучная) дидактика, но указание на работу принципа мера за меру. Просто рассказ начался как бы с середины. Ему предшествует некое действие. Герои повествования совершили какое-то недостойное дело – и теперь на них обрушивается беда такого же качества, что и совершенное ими дело. Герои это понимают, как прямой призыв неба к исправлению, – исправляются – и тогда приходит чудо спасения[4].

Другого механизма в диалоге неба и человека нет. (Или есть, но я о нем пока не знаю.)) Выводы. (1) Несчастье – не причина для депрессии, а повод к исправлению. (2) Молимся о спасении – должны быть готовы к беде по полной программе, если не видим, в чем должны исправиться. (3) Молимся о желаемом – не бьемся головой о стенку, но с благодарностью примем любое Его решение (даже если ничего не даст). (4) Не смеемся над еврейскими якобы примитивными байками о чудесах – а думаем. И учимся

 


 

[1] Маркированное – в том смысле, что на него тебе ясно указанно текущими событиями.

 

[2] Сверху тебе как бы показывают, что это качество надо закрепить, улучшить и развить.

 

[3] Строго говоря, любой эпизод, в которые мы попадаем, раскладывается на четыре составляющих, которые в той или иной мере всегда присутствуют: урок, награда, наказание и экзамен (испытание). И все эти параметры даны только для того, чтобы мы улучшились, поднялись (или исправились), преодолели в себе то, что нам мешает; развили в себе то, что нам поможет (и пока содержится в нас на уровне нераскрытой потенции).

 

[4] Например, рассказ про евреев итальянского города Фоссана. Спрашивается, за что они были наказаны страхом за собственные жизни в дни французской осады? Спасло их чудо, это понятно. Но – за что страдали? Оказывается, все не так просто. За несколько лет до этого они по своей инициативе – так рассказывают – сделали большие вложения в местную церковь какой-то матери. Могли и не стараться, никто их особо не принуждал. Но вот, решили укрепить свои добрососедские отношения с местным населением. Что не помешало в известное время разразиться погрому. И только чудо спасло.

 

 

Примечание

Спросили: надо ли копаться в причинах (тех или иных событий, происшедших с нами), если они (причины) непонятны?

Ответ такой. Мудрецы Талмуда учат: если пришло несчастье – перебери свои дела – и исправься. Т.е., не в других ищи причину своей беды, а в себе, поскольку другие всего лишь выполнили приказ небес. А небеса распорядились воздать тебе той же мерой, которую ты применил к кому-то другому. Вот и ищи эту аналогию. Она и есть причина твоих теперешних несчастий.

Теперь по сути вопроса. На самом деле, его надо начать так: всегда ли человек знает, что он совершил проступок? – Не всегда. Есть люди, которые вообще слабо понимают разницу между добром и злом, которое они творят. Это самый низкий уровень духовности человека.

Но часто человек не способен самостоятельно увидеть прегрешение в своем поступке не потому, что он низок или злодей, а в силу разных привходящих обстоятельств. Не заметил, не обратил внимания. Или посчитал причины, толкнувшие его к действию, достаточно уважительными, чтобы не посчитаться с побочными эффектами (такими, как чужое настроение, имущество и пр.). А еще бывает так, что люди не поняли один другого – и получился суд (раввинский) или взаимное недовольство, или (ндБ) ссора.

В таких случаях отлично действует индикатор мера за меру. Как только в нынешней беде я вижу тот же фон, на котором когда-то мной было совершено некоторое дело (не оцененное мной в тот момент как отрицательное), это означает, что небо указывает мне: да-да, оно было именно отрицательным.

А теперь по поводу вопроса: а если я ничего особенного за собой в прошлом не вижу?

Есть два варианта.

(1) Не умею видеть! - Поэтому смотреть надо пристальней и непредвзято. Чем выше уровень человека – тем ему его дела виднее. Чем ниже уровень – тем вероятней ситуация, когда этот человек наказывается небом для того, чтобы остальные научились на его примере.

(2) Ничего и не было! Т.е., ищу и не нахожу, абсолютно нечего не нахожу. - Такое бывает в следующих случаях (которые крайне редки).

(а) Боль дается небом из-за любви. Так поступают только с полными праведниками.

(б) Ошибка была совершена в прошлом гилгуле. Не буду пояснять этот термин и не буду говорить на эту тему. Кому нужно, тот поймет.

Так или иначе, без наших попыток найти связь между тем, что мы получаем сегодня, и тем, что мы сделали вчера, обойтись нельзя. На сегодня это практически единственная из самых очевидных и понимаемых разумом наших связей с Творцом. 

 

Теги: Мусар