Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Обычная работа

26 ноября 2014, 22:42

Отложить Отложено

Несколько слов об отношении Торы к обычной человеческой работе – физическим трудом или умственным, квалифицированная или сезонная по найму, все равно. Читал как-то в детстве, что технический и экономический прогресс в Европу пришел из-за того, что протестанты и пуритане (немцы, англичане и пр. северяне) считают работу важной религиозной заповедью – в отличие от католиков и православных, у которых, кто богат, тот и злодей. В то время как у немцев – кто богат, то и праведен, а вот бедняку надо исправиться. Не вдаваясь в дебри социальной философии, задумался я, а как обстоят дела у евреев. С одной стороны, бедняк у нас праведен, почти, а вот богач, если судить по сказкам, не очень. С другой стороны, весь еврейский мир держится на цдаке, а цдака, известно, кем дается и кому.

Вот об этом и пишу пару слов. Тема: "Человек на работе", заповедь: "Человек, нанятый на работу, обязан делать ее со всем старанием".

**

Один руководитель ешивы для детей пришел к раву Элиэзеру Ману Шаху посоветоваться, можно ли взять на работу одного его авреха, и назвал имя. Рав Шах сказал, что этот аврех – замечательный человек и настоящий мудрец Торы, но на работу в ешиве он не годится.

Поскольку рав Шах очень похвалил того авреха, того все-таки взяли на работу. Ибо рав Шах не запретил категорическим образом.

Через некоторое время выяснилось, что молодой человек действительно не подходит к такой работе. Очень он медленно и слишком вдумчиво обучал детей Торе и Талмуду. Дети не выполняли с ним программу.

Пришел тот директор снова к раву Шаху и спросил, что делать. Рав Шах ответил, что теперь его нельзя увольнять. Но надо найти при той же ешиве другую должность, где он проявит себя должным образом. – Так и сделали. А на его место взяли другого человека.

И снова пришел директор к раву Шаху. Оказалось, что второй человек тоже не соответствует месту – постоянно опаздывает, уроки дает неряшливо, нетребователен и пр.

Рав Шах сказал, что его надо уволить.

Спросили: почему одного надо уволить, а второму надо найти другую должность, но не увольнять?

Ответил: оба не годятся на роль учителя. Но один делает все, что может, и старается. А второй не старается. Первого надо поощрить. Второй ворует зарплату.

**

Сказано в трактате Бава-Батра (165-1): "Большинство воруют, но мало кто прелюбодействует". Но разве можно сказать, что большинство людей воруют, т.е. берут чужое?

Вот как объяснил это высказывание раби Бенцион Аба-Шауль в книге Ор-леЦион (стр. 113):

Иногда человек совершил грех – но считает, что выполнил заповедь. Ибо поступил так под влиянием своего плохого начала. Особенно часто это бывает с работниками. Рассуждает человек так: пусть я иногда ошибаюсь в работе и не работаю с полной выкладкой, но получаю я маленькие деньги – а хозяин получает большую выгоду. Мои деньги против его денег – ничто! (В России говорили: "они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем".) Но это воровство. И им страдают многие.

Пример Рамхаля (Месилат Йешарим, ч. 11): наемный работник, нанятый на время, не может оставить работу ни на минуту – ибо каждая минута оплачена. И он не может отвлечься даже для исполнения заповеди. Почему? Потому что цель исполнения заповеди – выполнение желания Всевышнего. А Он не хочет, чтобы Его желание исполнялось за счет воровства у другого человека. Такой человек вместо заслуги получит гнев Всевышнего в свой адрес (нонбс).

**

Вот и весь ответ тем, кто ставит евреям в пример пуритан и протестантов, укоряя народ Торы в том, будто они-де не работники, а только работодатели. Работодатель у нас Один, а все мы у Него работники!

**

 

 

Рамбам: нанятый работник обязан работать на хозяина максимально старательно, потому что праведник Яаков сказал своим женам Рахели и Лее: "Ибо со всей силой работал я на вашего отца". За что получил награду также и в этом мире; как сказано: "И очень окреп (стал богатым) этот человек".

Теги: Недельный раздел, Видеоурок