Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Даже на Майдане никого не обидим

Отложить Отложено

Ровно три года назад, вывесив пост с декабрьскими тезисами по поводу пользы копаться в себе, а не в других, получил упрек (заслуженный?) на тему: такое поведение, мол, приведет к тому, что люди займутся самосовершенствованием, перестав обращать внимание на нужды "тех, кто за забором нашей общины". (А вчера спросили еще проще: "значит, все на Майдан, а мы в синагогу?")

Помню, быстренько отписавшись в комментах, тут же засел за составление конспекта к видео-лекции "Разделить трудности других людей", которую и проговорил на следующий день, вернее, вечер, на Толдот.

Урок опирался на стих (Шмот 2:12): "И вырос Моше, и вышел к своим братьям, и увидел, что они страдают".

Мораль (чуть не написал драша) общеизвестна: Моше настолько близко принимал к сердцу все боли народа, что ради него не побоялся потерять право жить в доме фараона и срочно бежал в изгнание[1], где всего-то и нашел себе занятие – быть пастухом.

Насколько жертвовал собой ради евреев!

Тем более, не понятно его поведение, когда Всевышний послал его на спасение соплеменников – а он, вчерашний их пламенный защитник, отказался.

Мидраш говорит: в течение семи дней отказывался. Да мы бы с вами по первому зову побежали, верно?

Что его останавливало? И почему Всевышний с ним так долго "возился"?

[Кстати, тема стоит хотя бы одного абзаца. Смотрите: если мы с вами молимся ежедневно – значит, мы ожидаем, что Творец ответит положительно на наши просьбы. Иначе не молились бы. То же самое, скорее всего, со стороны Всевышнего: если Он нас просит – значит, хочет, чтобы мы выполнили Его просьбу. Так вот: всегда ли мы ее выполняем? – И почему Моше не спешил выполнить?]

Ответ один. Он приведен в мидрашах и в комментариях. И на них настолько явно указывает сам текст Торы, что усомниться трудно.

Моше не хотел идти в Египет, потому что там, у тогдашних египетских евреев[2], уже был свой руководитель – его брат Аарон. И он, возможно, был бы удручен, если бы узнал, что ему предпочли другого. И этого другого уже назначили. И кто этот другой? Это его младший брат Моше. Которого и рядом не было вот уже 40 лет. Который не хлебнул народного горя. Который, извините, просто "не в теме".

А теперь скажите: что мы учим из того, что уговоры продолжались неделю? – А то, что аргумент Моше был обоснован и непробиваем. Его нельзя отменить. Нельзя сказать, что да, не стоит доставлять боль ближнему – но не в таких обстоятельствах. Сейчас нужно срочно спасать евреев. Их там убивают! Ныне дорога каждая секунда, нам не до сюсюканья с чьими-то гипотетическими обидами.

Моше покачал головой – и отказался. Нет, даже спасение евреев не может заставить меня нанести моральную травму человеку, который ни в чем не виноват[3].

Всевышний терпеливо просил Моше, и Его терпеливость указывает на полную правоту последнего. Так продолжалось до тех пор, пока сама аргументация не исчезла: вот, Аарон уже выходит радостно тебе навстречу.

Т.е. Аарону сообщили о прибытии нового начальства – его брата Моше – и он с музыкой бросился того встречать. Не задело его это назначение, не доставило никакой внутренней боли.

Моше тут же согласился.

** **

Бывают случаи, когда кто-то поднимается по головам других, не обращая внимания на их боль-обиду. И объясняет: для пользы дела.

Бывают случаи, когда один резко разговаривает с ближним (или дальним), оправдываясь: никому не побоюсь сказать всю правду. (Такой глобальный Билам-Аман-Ахмадинежад.)

Пишет человек на форуме в интернете (или в бумажной газете), разговаривает со своей матерью (женой, чиновницей в учреждении), общается со своими подчиненными (учениками) или бомжами на улице (ничего себе пример?), – везде стоит горой за правду, против фальсификаторов, казнокрадов, лгунов и нашистов. Он спуску не даст, за ним не заржавит – вот он какой герой!

И это – крайнее по своей разрушительной силе средство из арсенала тех, кто своими действиями Тору отвергает и уничтожает[4].

[Вы спросите: и как участвовать в политической борьбе? Ответ: вообще-то, никак[5]. Но если приспичило – и вас вынесло на Майдан – то не оскорбляйте, не обзывайте и не унижайте – даже врагов, даже идейных оппонентов. Все можно сделать достойно и не теряя человеческого лица. Ибо даже наши враги – которым мы, конечно, не сдадимся, не уступим (ни себя, ни своей Страны, ни своей зарплаты), – тоже люди, сделанные по Его Подобию. А значит, это Подобие нам в них нельзя оскорблять и поносить. Убьем (я про войну, а не про Майдан), если не останется другого выхода, но не надругаемся – ни до смерти, ни после. Лишней боли не доставим.]

Впрочем, на эту тему (что дороже – истина или Платон) пишу уже не впервые. Мне самому оскомину набило, чеслово.

Но что делать, если Моше, наш учитель, каждый год, именно в этом недельном разделе, раз за разом отказывается идти в Египет спасать евреев – из-за того, что его брат, видите ли, будет немного расстроен!

 


 

[1] Влез непрошенным защитником в спор двух евреев. Попутно выяснил, что недавняя его акция по уничтожению надсмотрщика-террориста стала известна властям.

 

[2] А неегипетских было всего четверо – Моше с женой да двое их детей. Мидьянские евреи.

 

[3] Понятно, что тема неоднозначна. Когда все рушится – не до сантиментов. Но в том-то и дело, что в тот раз речь шла не просто о спасении евреев из рабства. А о создании народа Торы! Евреи должны были получить Тору. В которой прямо сказано: не обижай (в форме приказа: люби). Для выполнения такой высокой цели нельзя было сделать ни одного морального нарушения. Иначе исчезала бы (ндБ) вся идея.

 

[4] К раву Йехезкелю Левинштейну пришел молодой учитель ешивы "Мир" и сказал, что его пригласили в соседнюю ешиву дать там урок на тему мусара (еврейской этики). Что делать – идти или отказаться? Рав спросил: а там свой учитель по мусару есть? – Есть, конечно. – А он не обидится, что при нем приглашают лектора со стороны? – Не знаю, может, и обидится. Потому и пришел я к вам за советом, чтоб выяснить, как поступить. – Мой совет, не ходи и урока не давай. Этому нас учит урок Торы про Моше и Аарона.

 

[5] Стишок в унылой прозе хотите? – "Первых революционеров сжигают тираны. Вторые революционеры сжигают тиранов. Третьи революционеры сжигают вторых и становятся тиранами".

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел