"Ты меня уважашь?"12 октября 2014 года, 20:57 Сейчас неделя праздников Сукот. Сразу объявляю: этот пост написан мной до праздника Сукот! Не сейчас. Просто написал до праздника и поставил на ожидание с указанием числа и часа. Дело в том, что в наших общинах соблюдается правило: старайся не работать в холь-амоэд. Это время сукки! Мы в ней живем – едим и пьем, встречаем гостей, учимся и спим. И не пишем! Не как в субботу, но все-таки.)) Это раз. Читать дальше |
Еврей на рынке7 октября 2014 года, 08:50 Идет еврей по рынку за границей. Подходит к прилавку, берет виноградину, что-то шепчет, пробует на вкус, спрашивает хозяина: откуда плоды? Тот отвечает: из Израиля. Покупатель в панике выплевывает виноградину, будто ничего противней не пробовал. Продавец задумчиво, вслед покупателю: я тоже не люблю евреев, но не до такой же степени. Читать дальше |
Сукот: третий знак6 октября 2014 года, 15:32 Первые Сукот мы устроили в местечке Сукот недалеко от границы Египта, из которого вышли под руководством пророка Моше. Там и прозвучал впервые этот драш (рассказ) о трех знаках. Буквально на днях до этого – ну если не на днях, то на месяцах – Моше появился у евреев с заявлением, что пора выходить на свободу: нас ждет Песах, Синай и Эрец Исраэль. Понятно, что никто не поверил, потому что кто его послал? Он рассказал свою историю с несгораемым кустом. И надо бы было посмеяться (потому что Всевышний открывается всему народу, а не как в случае с мусульманами или христианами, одному), но никто не посмеялся. Потому что Моше сообщил знаки! Читать дальше |
Хатиматов30 сентября 2014 года, 22:24 Помню, в школе у нас учился мальчик с фамилией Хаджиматов. Только через много лет до меня дошло, что это переделанное Хатиматов. А его маму, несомненно, звали Гмар. Гмар Хатима-Това. Чего и вам желаю! ** На этом, честно признаюсь, я собирался закончить свой пост. Но вдруг подумал, что дирекция сайта Толдот меня не поймет. Ей нужны серьезные работы – статьи, посты, уроки. А не шутки. Тем более, перед Йом-Кипуром. Поэтому пришлось немного дописать. Специально для дирекции. Но и вы можете читать, буду только рад. Если хотите. Читать дальше |
Мы и наши дети28 сентября 2014 года, 14:39 Сначала я хотел озаглавить пост – "Вы и ваши дети", как написано в Торе. Но потом подумал и решил, что смысл стиха именно в нас с вами и в наших детях, которые живут сейчас (до 120). На это удивительное место мы обратили внимание в классе, когда читали книгу Дварим. В стихе[1] сказано: "И знайте теперь, что не ваших детей, которые не знали и не видели наставление Всевышнего, (а также не видели) Его величия, силы и мощи, которые Он проявил в среде египтян над фараоном и всей его страной, (и еще они не видели), что Он сделал с египетским войском", – и т.д. и т.п.; в стихах со второго по шестой включительно перечислены многие чудеса и явления, сотворенные Всевышним во время еврейского Исхода из Египта. А потом, в стихе 7 той же главы, читаем: "Но ваши глаза видели все эти великие деяния Всевышнего". Другими словами, ваши дети не видели, но вы своими глазами видели. Вопрос. Почему все это длинное перечисление чудес и явлений стоит в нескольких стихах про детей, а не в одном стихе про очевидцев, т.е. взрослых евреев? Читать дальше |
"Пусть увеличатся наши заслуги,22 сентября 2014 года, 23:21 как (зерна) граната". Так мы говорим на Новый год. И еще произносим: "Запиши нас в Книгу заслуг". И это очень странно. Судите сами. Если у нас есть заслуги – они будут записаны и учтены. А если нет – ничто не поможет, никакая просьба. Поскольку то, чего нет, Судом учтено не будет ни при каких обстоятельствах. И не поможет даже то, что на небесах у нас есть надежная протекция ("избранный народ"). Тогда зачем мы просим? В какую книгу хотим попасть? Ведь единственный способ – пойти и заслужить, пойти и сделать хорошие дела, выполнить заповеди и пр. Очень странный обычай: сидит все семейство за столом, отец разрезает гранатовый плод и проникновенно говорит: да будет у нас столько заслуг (на Суде), сколько зерен в этом гранате. Что значит "будет"? Они или уже есть, или их нет – и ничем не вымолишь. Читать дальше |
Шли, шли и снизошли19 сентября 2014 года, 15:31 Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?) В городе Бялосток жил раби Шрага Файвель Франк, известный ученый и праведник. Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты – тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал. Потом наступили тяжелые времена для раввина – и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался – и еще нахамил. Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег – и пришел взять новый долг у рава. И обещал вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают. Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей! Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: Читать дальше |
Скромная граница нашей скромности16 сентября 2014 года, 23:55 Содержание: нескромность великого рава, мой диалог с равом Поллаком, гордыня как она есть, чего нам ждать от жизни такой? Раби Рафаэль из Баршада говорил, что у него есть отговорка (тируц) о каждом его грехе – кроме одного. "Если меня спросят, почему не учил все время Тору – отвечу: был невеждой, мало знал. Если спросят, почему не молился, как надо, и сделал так мало хороших дел другим людям – отвечу, что не было времени, потому что занимался семьей. Если спросят, почему не постился, как подобает, – отвечу: был слаб физически, простите. После чего скажут мне: если ты такой, как сказал, то у тебя вообще нет заслуг. Тогда почему Читать дальше |
Взятка плохому началу13 сентября 2014 года, 23:55 О том, что иногда мы даем как бы взятку плохому началу (ецеру) – чтобы его утихомирить – уступая в малом, но ведя свою линию в большом, об этом все знают. На сегодняшней утренней сихе узнали в моем районе, что бывает и наоборот. Причем активной стороной является именно ецер. Он дает взятку, а мы ее берем. Дело происходит так. В начале ецер, который, как известно, никогда не устает и никогда не отказывается от своих планов, говорит еврею: хорошо, я вижу, ты утомился в битве со мной, даю тебе передышку – делай что хочешь, начиная с элуля, труби себе в шофар, готовься к суду, молись и кайся. Потом проведешь оба судебных дня – вымолишь себе прощение – отпразднуешь праздники с лулавом. Но затем все! Я возвращаюсь – и о прощении можешь забыть. Короче, даю тебе перемирие, но не мир. Читать дальше |
Ослиные уши9 сентября 2014 года, 22:11 украшали, как известно, голову греческого царя Мидаса. В связи с этим вопрос: можно ли говорить лашон-ара, когда никто не слышит? А можно ли, когда спасу нет как хочется произнести не совсем кашерные вещи о другом человеке, наговорить устный лашон-ара на диск |