Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Рекомендуем:

Сегодня читаем главу Ваеце

Рав Бенцион Зильбер

Как перестать обманывать покупателей?

Отвечает Рав Яков Шуб

Кому вы пожелали «доброе утро»?

Рав Арье (Лев) Кацин

На джипах с ешивой Толдот

Авраам Коен

Дублированная реальность

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Шли, шли и снизошли

19 сентября 2014, 15:31

Отложить Отложено

Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?)

В городе Бялосток жил раби Шрага Файвель Франк, известный ученый и праведник.

Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты – тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал.

Потом наступили тяжелые времена для раввина – и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался – и еще нахамил.

Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег – и пришел взять новый долг у рава. И обещал вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают.

Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей!

Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: мы стоим перед Судом и просим милосердия. Хотим, чтобы нас простили за прегрешения, обещаем исправиться, серьезно уверенны, что постараемся.

Нам прощают. Но весь год мы снова ведем себя не лучшим образом. – И снова просим прощения перед очередным Новым годом.

Так и этот человек – он уверен, что исправился, ждет нашего прощения, надеется на нас.

Если мы так ведем себя с Всевышним – то так должны вести себя и с другими людьми.

И они решили дать ему новый долг.

**

Недельный раздел Ницавим. Дварим 29:9: "Атэм ницавим айом кульхэм лифнэ Ашем Элокэхэм, Вы все предстоите сегодня перед Всевышним, вашим Богом".

Раши: почему этот стих идет сразу за проклятиями? – Потому что евреи расстроились: кто с этим выстоит?

Моше успокоил их: вот, вы стоите перед Всевышним. Много против Него выступали, – но Он вас не уничтожил – ведь вы вот, стоите перед Ним!

Вывод: Он к вам снисходителен и прощает. Значит, и вы будьте к другим снисходительны и прощайте. Или: будь снисходителен к другим людям – как Всевышний снисходителен к еврейскому народу.

**

Таковы свойства Всевышнего! (Его проявления, атрибуты. Они проявляются, чтобы мы поступали так же.) Поэтому мы изучаем книги Танаха: вся история – это качества Всевышнего, которые Он проявил в наш адрес.

Мы бунтовали – он нас прощал. Мы Ему и Моше не верили – Он нас не наказывал. (Только в самые критические моменты – и далеко не всех.)

Он вел Себя с нами, как отец со своими любимыми детьми.

Так и мы должны себя вести, проявляя качества: милосердия, прощения, долготерпения, сдержанности и взаимопонимания. Не быть мстительным, подозрительным. Надо уметь делать добро даже тому, кто этого не заслужил.

Надо уметь прощать другим их ошибки – но не себе! Т.е., подходим к другим не с позиций строгого суда – но с позиции милосердия и прощения.

(И тут ничего нет от христианства, где надо любить врага. У нас из врага делают друга, а если он не делается другом, то от него удаляются: от злодея удались. Но ему не мстят и не радуются его падению.)

Это мера за меру: если мы прощаем других – небо нас простит за наши дела.

**

Это с видеоурока "Будь снисходителен".

А вот выводы того урока (можете проверить на слух)):

1. Лучше быть обиженным, чем обижать.

2. Если нас обидели – не отвечаем тем же – это зачтется нам в заслугу. Да и люди станут лучше к нам относиться – даже те, которые только что нас обидели.

3. Более того, если нас обидели – попытаемся воздать этим людям добром – и они станут нам друзьями. Или другие станут нам друзьями, потому что эта черта нравится людям. Да и на небе постановят воздать нам добром!

4. Любую обиду в свой адрес принимаем с мыслью, что это – капара, искупление наших ошибок.

**

А уж если совсем коротко:

Ни на кого не обижаемся.

Никого не обижаем – даже в ответ.

Мы всегда снисходительны к другим.

И тогда Всевышний будет снисходителен к нам.

Теги: Мусар, Недельный раздел, Видеоурок

Оставить комментарий

10 комментариев

zemtsov, 20-09-2014 20:24:03

Читать в жанре "конспекта" читать очень удобно, особенно, когда жизнь по полной программе улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 20-09-2014 21:56:42

Спасибо. А то меня ел некашерный червь сомнения.

ответить         Ссылка на комментарий
zemtsov, 20-09-2014 20:28:56

В первой истории между строк можно прочитать, что семья таким образом "оплачивает" прощение Всевышнего. Можно ли так исталковать?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 20-09-2014 21:57:13

Любопытный взгляд. Надо подумать.

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 20-09-2014 22:44:09

Спасибо большое. Шавуа Тов.
Думаю, себя тоже нужно уметь прощать, а то можно докатиться до депрессии :-)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 20-09-2014 22:54:49

Прощать себя? Эта тема уже поднималась. Боюсь, тут можно дойти до ндБ страшных ошибок.
Направление такое: себя всегда критиковать - во всех ситуациях - улучшая себя и шлифуя. Быть к себе максимально требовательным. Ни в чем себя не прощать! Придираться к любому своему слову и поступку - и даже к мысли.
А с другими людьми - максимально наоборот!
Но!
Самокритика должна быть не ущербной. Чтобы не было депрессий, неуверенности в себе, слез и нытья, безверия в свои способности. Критиковать себя - это означает, быть реальным, деятельным, верящим в свои силы, умеющим собой управлять.

ответить         Ссылка на комментарий
reuvenk, 14-09-2017 23:45:51

Как правильно делать самокритику чтобы это не превращалось каждый раз в самокопание и не приводило к депрессии?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 14-09-2017 23:52:53

1. Осмотр каждого своего действия или слова.
2. Пристальное изучение того, что, возможно, могло причинить другим боль или ущерб.
3. Летальное изучение вопроса: не встречалось такое со мной прежде? Чем это закончилось? Почему я так себя вел? Могу ли я так себя не вести?
4. Если все говорит о том, что данный поступок надо исправить и впредь не повторять, то сделать тушуву.
5. Смотри законы тшувы.

Самокопание получается там, где релефксия человека не связана с желанием исправить себя не вообще, а в данном конкретном деле.

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 21-09-2014 01:07:22

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 22-09-2014 02:18:41

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий