Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рехилут--разжигание ненависти, разрушение мира

07 августа 2011, 18:20

Отложить Отложено

 

Кроме запрета на лашон ара, также еще существует запрет на рeхилут.  Выучивается этот запрет из того же источника как и запрет на лашон ара--¨Hе будь (буквально не ходи) сплетником среди народа своего (Ваикра, 19:16)¨.     Слово рхилут обычно переводится как сплетни.  Корень этого слова созвучен с словом рохел.  Рохел--это мелкий торговец, который покупает товар в одном месте и перепродает его в другом.  Точно так же и сплетник собирает информацию тут, а потом распостраняет ее там.   Что в этом плохого?  Опять же, речь не идет о лашон ара--информации, которая уроняет того, о котором рассказывают, в глазах слушателей.   Рхилут--это распостранение информации, которая нарушает мир и добрососедские отношения между людьми. 


Сефер аХинух (мицва 236) пишет:  ¨нельзя сплетничать--если услышал как один человек плохо отзывается о другом, нельзя пойти к тому и сказать ему  этот сказал про тебя вот это (у этого правила есть исключения, которые мы в будущем разберем).  Один из корней этой заповеди--что Всевышний хочет чтобы было хорошо его созданиям и приказал им соблюдать мир между собой, а сплетни производят склоки и раздор.¨ 


Иначе говоря, рeхилут--это сообщение любой информации о человеке, которая приведет к ненависти или даже неприязни к нему.  На первый взгляд, этот запрет очень тесно связан с лашон ара и даже более того, немыслим без лашон ара.  Действительно, если рехилут это сообщать А, что про него сказал Б,  в том случае если А из-за этого разозлится или возненавидит Б, то Б скорее всего не имел права этого говорить, иначе говоря--cказал лашон ара.  Поэтому можно предположить, что рехилут--это сообщать одному человеку то, что другой человек сказал про него лашон ара.  И тогда возникает вопрос--ведь говорить о другом человеке то, что он сказал лашон ара про кого-то--это тоже лашон ара!  То есть, если я говорю А, что Б про него говорил лашон ара, то это лашон ара о Б, поскольку я утверждаю, что Б согрешил.  А если это так, то зачем нужен отдельный запрет на сплетни?


Однако рехилут отличается от лашон ара тем, что даже сообщая о человеке что-то, что не является предосудительным, мы можем вызвать ненависть или даже просто неприязнь к нему со стороны других людей, и поэтому такую информацию распостранять нельзя.  Вот несколько примеров:

 

Еще-не-царь Давид убегает от своего тестя, царя Шауля (Шмуэль 1, гл. 21-22).  Давид голоден и безоружен.  Давид прибегает в город Нов, где жили коэны и говорит Ахимелеху-коэнy, что он выполняет секретное задание Шауля и ему необходимы еда и оружие.  Ахимелех дает Давиду хлеб и меч Голиата.  За всем этим наблюдает Доег-аЭдоми, один из главных слуг Шауля.  Когда Шауль узнает о том, что Давид бежал, Доэг докладывает Шаулю о том, что он видел. Шауль вызывает Ахимелеха и спрашивает его, почему тот помогает врагам царя.  Ахимелех оправдывается, говоря, что он не знал о том, что Давид объявлен вне закона, и что у него не было никаких оснований не верить Давиду, который являлся зятем и самым почитаемым слугой царя.  Конец истории очень печальный--Шауль не верит Ахимелеху и приказывает Доегу убить его и всех остальных коэнов живущих в Нове.

 
Это классический пример рехилута:  Ахимелех действительно поступил правильно.  Но Доег понимал, что Шауль не примет оправданий Ахимелеха и накажет его.

 

 

Спорт разъединяет

 

Рабинович, фанатичный болельщик Спартака, встречает на улице Борю Когана.  Они разговаривают о том и этом, и Коган мимоходом сообщает Рабиновичу, что вчера он разговаривал с Гольдштейном, который был в очень хорошем настроение.  Почему?--спрашивает Рабинович,--я вчера себя чувствовал отвратно, Спартак проиграл ЦСКА 4-0, так опозориться!
--Да,--говорит Коган,--но Гольдштейн-то всю жизнь болеет за ЦСКА!
После этого, Рабинович три дня не может заставить себя поздороваться с Гольдштейном.

Что здесь произошло?  Лашон ара никакого нет.  Для Рабиновича совершенно приемлемо болеть за какую-нибудь команду, и расстраиваться или радоваться за нее.  Проблема в том, что Гольдштейн болеет за чужую команду, и за это Рабинович будет к нему испытывать неприязнь.  Поэтому, хотя Коган лашон ара не сказал, рехилут здесь очевиден.

 

 

Рехилут в семье

 

Зинаида Михайловна жалуется дочке Розе на свою невестку Полину--мол, редко звонит, невнимательно относится к свекрови и так далее, не хочет поддерживать хорошие отношение с семьей мужа.  Нет мама, ты неправа,--отвечает дочь--она ко мне очень хорошо относится.  Вот недавно, на мой день рождения, никто меня не поздравил.  Лена (сестра) и Саша (брат) через день позвонили, а Полина позвонила и поздравила.   Зинаида Михайловна немного успокаивается, а потом звонит Лене и начинает ее укорять за то, что она уделяет мало внимание сестре. 

Здесь тоже сама информация не лашон ара, но ведет к конфликтам.  Каждый может себе представить или вспомнить жизненные ситуации, где лучше было бы не сболтнуть лишнего, промолчать, а из-за того, что этого не произошло, происходят очень тяжелые конфликты в семье.

 

Особенно сейчас, перед Тиша бАвом, нам нужно подумать о том, как наладить отношения между собой, и избегать поступков или слов, которые могут привести к ссорам и взаимной ненависти.

Теги не заданы