Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О соломе

13 июня 2010, 11:16

Отложить Отложено

Вот и закончилось обсуждение (не самое бурное, надо заметить). Прежде, чем сообщить нашим читателям правильный ответ и объявить победителя прошлого "Штикла", хочу попросить администрацию сайта исключить в дальнейшем г-жу Сомински из списка соискателей поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении четырех вопросов. Спасибо и за ваши предложения по ведению "Штиклов".

 

 

 

 

Задача (непростая сама по себе) осложнялась тем, что один ответ должен был ответить на все четыре вопроса, причем, как было отмечено, этот ответ содержался в самом тексте, а не в дополнительных источниках. Все предложенные варианты были интересны, хотя и не все отвечали поставленным условиям.

 

   В общем-то, можно было бы принять все ответы, если бы не некоторые неточности. К примеру, неоднократно было высказано предположение, что евреи вынуждены были воровать солому. Это не согласуется с тем, что происходило во время выхода из Египта: Моше пришлось уговаривать евреев взять у египтян то, что им было положено - евреи не хотели этого делать даже по указанию Вс-вышнего (Шмот 11.2, РАШИ). Кроме того, это не согласуется с условием задачи - об этом нет никакого намека в тексте. А самое главное - это не согласуется с тем, что говорится в Мидраш Танхума Ваэра, 6 и в Шмот Раба, 5.19: евреи не выращивали солому, не молотили ее и ни в коем случае не воровали - они собирали из никому не принадлежащего - "hэфкер.

 

А теперь - ответ:

 

Вместо обещанных 400 лет рабства, Вс-вышний вывел наш народ из Египта через 210 лет после того, как они там оказались. Срок был сокращен совсем не за примерное поведение, а как раз наоборот - за эти 210 лет они скатились на 49 ступеней духовной нечистоты, и, если бы ими была "освоена" последняя, 50-я ступень, то выводить было бы некого. Причем, заметьте: все это духовное падение произошло без излишне близкого контакта с египтянами, в пределах гетто, в земле Гошен, где они поселились, чтобы таких контактов, по возможности, избежать. Да, страшные издевательства. Да, работа "насмерть" в концлагерях. Молча. Потому что знали - Вс-вышний обещал их спасти. Ждут и молятся, без обращений в "международные инстанции" и без жалоб "мировому сообществу". Но тут приходит очередь вроде бы "невинного" (по сравнению с остальными) указа: собирайте солому. Для этого надо выйти за пределы гетто - туда, к египтянам, на последнюю, 50-ю ступень. Все. Теперь ждать больше нечего. Избавления не будет. Но это противоречит установке самих египтян - терпимое, толерантное и политкорректное отношение ко всем верованиям, ко всем религиозным учениям и пантеонам. Да-да, "плюрализм" и "свобода вероисповедания" - это изобретение общества, поклоняющегося идолам: "У меня свой, у тебя - свой, не менее легитимный идол. Иногда мы даже ими меняемся."

 И тогда евреи обращаются к фараону: "Ты нас толкаешь на грех против наших убеждений. Ты можешь нас поработить, ограбить, убить, но ты не можешь объявить нашу веру нелегитимной!". Они не учли одной детали: фараон считал себя одним из богов, и поэому ответ им был: "Могу. Что хочу - то и объявляю. Рамки толерантности тоже устанавливаю я".

Таким образом солома становится причиной потери надежды на избавление. Ключевое предложение - "Вайафец hа- ам" - и разбрелся народ по всему Египту собирать солому (5, 12).

 На это предложение указала г-жа Сомински, с чем мы ее и поздравляем. Приз ушел победителю (уже двукратному), а мы ушли думать над темой следующего поста.

 Есть предложения?

 

 

Теги: Штикл