Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Секрет воспитания

Отложить Отложено

Я почти каждое утро наблюдаю за ней, как она отводит детей в школу, каждый раз с опозданием.

Вот и сегодня, она, с уже округлившимся животом, застегнула полуторагодовалого ребятенка в коляску, и в сопровождении своей стайки пошла к воротам.  После прощаний "пока, мама" и "пока, детки, хорошего дня, увидимся после школы сБп", стайка мирно разошлась по своим классам, все, кроме одного – пятилетнего Шмульки.  Чуть ли не каждое утро у них танец перед дверью садика.  Не знаю, о чем у них диалог до того как, но вот он уже открывает дверь, уже вот-вот заходит, а она поворачивается уходить, и он опять выскакивает.  И диалог продолжается.  Я не могу не думать, почему она такая… слабохарактерная, что ли?  Почему так поддается на его капризы?  Почему дает ему крутить себя вокруг пальца?  Почему не скажет, все, хватит, иди в свой класс, и все…  А сегодня, вообще, она забрала его домой…  И знаете, что он ответил учительнице, почему его не было в садике?  Потому что он хотел, чтобы мама купила ему подарок.

Не спешите делать выводы, cначала узнайте, что движет человеком поступать так или иначе.  Вот что она мне рассказала…

********

Я – мама уже не первый день, и уже не первого ребенка, барух аШем, и уже накопился кое-какой опыт.  Теперь моя методика воспитания – выбери любовь. 

Я очень благодарна за школы и за садики, в которые можно отвести детей  на несколько часов в день, за которые я могу отдохнуть.  Мне не каждую  ночь удается нормально поспать, можно даже сказать, почти в никакую, а я не могу нормально функционировать без полноценного сна.  И я очень, очень, ну даже очень бы хотела, чтобы все быстренько собирались по утрам и потом быстренько расходились, а я бы спокойно возвращалась домой досыпать.  Но вот маленький человек не хочет идти в садик.  Что делать?  Сегодня утром, допустим, у меня было три выбора: либо сказать учительнице забрать его, пусть себе плачет, а я ухожу, либо поддаться на его капризы и забрать домой.  Но раз забираю его домой, то никаких поблажек, никаких мультиков, пусть сидит сам, один, занимается чем угодно, но только чтобы меня не смел беспокоить.  И я ему несколько сот раз еще повторю, какой он нехороший и непослушный, и как он наказан.  Либо… выбрать любовь. 

Я взяла его за руку, мы пошли домой, и я сказала, знаешь, иногда хорошо провести вместе день вот так, только ты и я, без других детей, только Шмулька и мама.  Мы сделали мои дела, а потом пошли в магазин и купили ему подарок.  Я ему говорю, знаешь, почему я тебе покупаю подарок? Он говорит, да, потому что ты меня любишь.  Я говорю, правильно, дай поцелую тебя.  А он поцеловал меня в ответ…

Думаешь, что это неправильно с моей стороны так себя в ним вести?  Но давай я приведу тебе такой машаль.  Вот ты работаешь, но помимо работы у тебя есть еще и дом, и семья.  Ты – взрослый, ответственный человек, ты не пропускаешь работу, потому что не хочется идти.  Но тебе действительно сейчас невмоготу.  Может у тебя не складываются отношения с мужем, или с детьми, или родители болеют, или денег нету, и банк грозится отобрать квартиру.  И вот с этим тяжеленным мешком на плечах ты каждый день являешься на работу… но работа не клеется.  И тебя вызывает заведующая…  Как может ваша встреча происходить?

Она скажет, госпожа Икс, мы наняли Вас с ожиданием, что Вы будете качественным работником.  Вы не оправдываете наших ожиданий.  Если Вы не измените Ваше отношение к своим обязанностям, мы будем вынуждены Вас уволить.  Как ты будешь себя чувствовать после такого?  Ты внутри сама признаешь свою вину, и весь этот разговор только загоняет тебя в тупик, из которого выхода не видно…

Но она может оказаться более понимающей и доброжелательной, и начнет расспрашивать, в чем именно причина твоей неработоспособности.  Но что ты можешь ей рассказать?  О личном с начальником не делятся, да она все равно не сможет твои проблемы разрешить.  Все равно твоя ситуация не изменится, и желания  работать не прибавится….

Но она может сделать так.  Когда увидит, что ты в очередной раз грустишь за рабочим столом, подойдет и скажет, я вижу, что сегодня у тебя нет настроения, идем, я куплю тебе обед.  Ты попробуешь возмутиться, зачем, за что, а она скажет, можно хотя бы раз в несколько месяцев оценить твой вклад в предприятие в  каких-то 5 долларов, цену обеда?  Вы пойдете в буфет, начнете жевать, и она заведет разговор о перспективах предприятия, каким образом руководство планирует улучшить производство, расширить сферу влияния, она будет спрашивать твое мнение.  И ты вдруг начнешь смотреть на себя с другой стороны.  Ты начнешь понимать, что тебя окружают не только неразрешимые проблемы, но также и возможности проявить себя.  Ты тоже что-то знаешь, что-то умеешь.  У тебя появится желание сделать личный вклад в общественное дело.  Ты ощутишь свою ценность, и тебе будет легче принять себя со всеми своими недостатками.  Ты начнешь видеть свет в конце туннеля…

Маленькие дети – такие же люди, как и взрослые, и тоже несут на своих плечиках тяжелые мешки неразрешенных и не разряженных эмоций.  Они не умеют все выразить словами, и им нужна наша помощь с ними справиться.  Им нужно знать, что мы их все равно любим, что мы их ценим, и что им есть место в этом мире с их недостатками и прегрешениями. 

Вот, смотри, мой Шмулька.  Он – очень чувствительный маленький человек, и даже в пятилетнем возрасте ему тяжело со мной расставаться.  Особенно если все мы перенервничали за утро, пока выбрались из дома.  И вот он идет «на работу» с мешком эмоций, которым на работе нет места.  Просто сказать, Шмулька, я тебя люблю, но ты сейчас идешь в класс, и вот так его оставить, не избавит его от груза.  Он может его сбросить на время, пока играет с детьми, но потом опять подберет.  Забрать его домой,  но при этом выговаривать, тоже не то.  Он сам понимает, что должен быть в садике, а тут еще если я буду ему говорить, какой он нехороший, как он о себе будет думать?  И прибавится ли у него желания идти в садик?

А так я ему показала, что ему есть место в мире даже тогда, когда он не ведет себя «правильно», и что его любят даже тогда, когда он не хочет идти в садик.

 

Понимаешь, Тора полна законов, но не законы главное.  Главное – любить ближнего.  Не выбирать правила и правильность, а выбирать шалом, мир.  Не ставить принципы над личностью, а возвышать личность над принципами.  Только сильные личности могут следовать строгим принципам, и наша задача – строить личности наших детей.  

********

Вот так я ее слушала-слушала, и думала-думала.  На самом деле, какая это мудро, эффективно, просто-напросто человечно показать другому его значимость, его ценность, поддержать, дать надежду.  Но кто в наше время так умеет?  Кто вообще может до такого додуматься?

Да, вот у  нее, наверно, и получается по-настоящему любить своих детей.  Любить их, давая им то, что им нужно, даже если со стороны кажется, что она совсем неавторитетная и не имеет над ними никакого контроля.  А как часто мое "воспитание" диктуется желанием выглядеть "правильно" в глазах других... 

Но почему же у меня не получается их любить?  Неужели потому, что хочу, чтобы сначала так полюбили меня?

 

СБп, продолжение следует

Теги: хинух