Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Гитель Итахова

Практическое пособие по исправлению мидот (качеств характера)

Все записи автора списком

Тикун мераглим 5

05 июля 2013, 13:28

Отложить Отложено

В прошлый раз ответ оказался очевидным. Теперь давайте попрактикуемся чуть-чуть по-другому. Сколько объяснений можно найти в следующих ситуациях? Прошу прощения за опоздание. Если кто успеет, вот материал на пятницу и Субботу, а нет, так на Рош Ходеш Ав.

Почему он мне не перезванивает?

Он не смог потому что...

1.

2.

3.

Он пытался дозвониться несколько раз, но не смог, потому что...

1.

2.

3.

(если принять во внимание, что не у всех есть определитель номера и автоответчик)

1.

2.

3.

Он хотел позвонить, но не позвонил до сих пор, потому что...

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Он перезвонил, но вы об этом не узнали, потому что... (при наличии автоответчика)

1.

2.

3.

4.

5.

Он решил не перезванивать, потому что...

1.

2.

3.

 

29 Таммуза. Воскресенье. 12. Двое или более людей произносят один и тот же лашон-ара.

Как одному человеку нельзя произносить лашон-ара, так нельзя это делать и двум сразу. Более того, двое совершают грех более серьезный, чем один, поскольку слушатели более доверчивы к тому, что исходит от нескольких людей, нежели от одного. Срабатывает механизм убеждения. Причем неважно, говорят оба одновременно или один повторяет за другим через некоторое время. Во всех случаях второй виноват не меньше первого — даже если он не добавляет ни одного слова к рассказу первого нарушителя. Повторение может только углубить и обострить неблагоприятное впечатление у слушателей.

Отметим еще одно обстоятельство. То, что два человека не могут передать другим о третьем человеке, они не могут сделать предметом обсуждения между собой. Пусть они видели одну и ту же сцену. Добавить к тому, что видел каждый из них, они не могут. Но вероятность того, что их обсуждение обернется рядом высказываний, позорящих честь третьего лица, очень велика.

Наш знакомый, которого зовут Лёня, известен своим эгоизмом и отсутствием чуткости. Аркадий делится с Ильей: «Лёня никогда не думает ни о ком, кроме своей драгоценной персоны». В беседу вступает Григорий, тоже пострадавший от эгоизма Лёни. Он говорит Илье, что готов подписаться под словами Аркадия, и добавляет от себя: «Поверь, никогда не встречал более неприятную личность».

Заметьте, Григорий не сообщил Илье ничего нового, но, тем не менее, он виновен в произнесении лашон-ара.

Маленькая Рохл мучается у классной доски. Учительница задала ей вопрос, но она, судя по всему, плохо подготовила урок и не знает, что отвечать. «Ну разве не дура?» — шепчет Наоми своей соседке по парте Мире.

Мира все видит не хуже Наоми. Последняя не имеет права делать подобный комментарий в адрес бедной Рохл.

Задание: 

1.       Говорили ли мы подобным образом? Есть ли вероятность, что наши слова повредили другому человеку? Нужно ли просить прощения?

2.       Говорили ли так о нас? Обиделись ли мы?

 

1 Ава. Рош Ходеш. Понедельник 6. Как поступать, если кто-то хочет сообщить нам лашон-ара

Итак, слушать лашон-ара запрещено. Но предположим, нам почему-то непременно хотят сообщить злые слова о другом человеке. Возможно даже, что мы не знаем изначально, будет ли в результате разговора какая-то практическая польза (которая позволила бы нам выслушать подобного рода речь). В таком случае мы должны прежде всего вежливо выяснить у говорящего: необходима ли нам информация, которую он собирается нам сообщить? Для чего необходима? Сможет ли она уберечь нас или кого-то другого от убытков, обмана и прочих неприятных вещей? Сможем ли мы помочь кому-нибудь стать лучше?

Если наш собеседник признает, что информация необходима и важна, его можно слушать — однако не принимая то, что он говорит, за непреложную истину. На основании сказанного мы имеем право быть осторожными — но не более того.

Если же из его ответа следует, что он хочет просто поболтать, «сотрясти воздух» (пусть даже пытаясь уверить нас и себя, что это не так), нам его слушать категорически запрещено.

Умение выяснить все это требует с нашей стороны опыта и такта. Надо уметь разговаривать с людьми, знать человеческую натуру. Если наш собеседник скромен, он в подавляющем большинстве случаев скажет: «Извините, вы правы, я ничего особенно важного сообщить не собирался». Человек с противоположным характером бросится доказывать, что его информация имеет жизненно важное значение. Поэтому будьте осторожны!

«Ты знаешь, Хаим из соседнего двора…» — начал говорить Веня Изику.

Но Изик резко остановил приятеля: «Знаешь, мне кажется, лучше оставить эту тему о Хаиме. Если, конечно, ты не считаешь, что мне действительно необходимо что-то о нем знать».

«Честно сказать, я сомневаюсь, — признался Веня. — Мне показалось, а вдруг тебе это пригодится в будущем».

И если Веня, не будучи уверенным в необходимости разговора, все-таки его продолжает, Изик должен либо направить беседу в другое русло, либо извиниться и уйти.

Задание:

1.      Какие отговорки можем придумать, чтобы не слушать лашон ара?

 

2 Ава. Вторник. 8. Слушать с целью оправдать

Если вы можете вступить в спор с тем, кто произносит лашон-ара, и отстоять достоинство человека, которого при вас поливают черной краской, вы тем самым выполните важную заповедь. Для этого иногда надо выслушать всю историю до конца — чтобы затем опровергнуть ее, вернув человеку поруганное достоинство.

Оправдать человека, вступиться за него — лучшее, что можно сделать, если вы случайно услышали лашон-ара. Однако, если говорящий относится к тому типу людей, которые терпеть не могут возражений, если ваша попытка защитить объект его рассказа может вызвать с его стороны лишь еще больший приступ желания опорочить того человека, — лучше смолчать. Но если при рассказе, кроме вас, присутствуют другие люди, то, по крайней мере, попытайтесь обелить пострадавшего от наговора, после того как рассказчик удалится.

Нехама очень устала, занимаясь домашней предпасхальной уборкой несколько дней кряду. Она надеялась, что свекровь придет и поможет ей, но та была занята своим хозяйством и давала советы только по телефону. Поэтому Нехама решила пожаловаться на свою несчастную жизнь подруге Эстер, зашедшей к ней вечером. Первым побуждением Эстер было распрощаться и уйти, чтобы не слушать лашон-ара. Однако она вовремя сообразила, что сможет объяснить Нехаме ее заблуждение.

Внимательно выслушав подругу, Эстер сказала: «Милая Нехама, ты ведь сама недавно рассказывала, что твоя свекровь месяц назад тяжело болела. Кроме того, я уверена, у нее самой масса работы, и в ее возрасте непросто помогать еще и другим».

Будучи по своей натуре доброй и благоразумной женщиной, Нехама согласилась с Эстер и пожалела о своих упреках в адрес свекрови.

Задание:

1.      Когда мы слушаем лашон ара в виде жалоб от наших близких, принимаем ли все за правду? 

2.      Пытаемся ли оправдать человека в своих и чужих глазах?

 

3 Ава. Среда. 17. Общее правило: не слушать и не верить злословию

Заявление, которое запрещено распространять, из-за того что оно содержит лашон-ара, запрещено слушать, а если мы невольно его услышали, то и верить ему.

Под запрет попадают заявления о неправильных действиях окружающих и отрицательных чертах их характеров, об отсутствии у них интеллигентности, о нехороших чертах их родителей и т.п..

Не имеет значения, в каком виде злословие распространяется — устно или письменно, знаками или намеками, — зло всегда разнообразно, а наказание неотвратимо.

18. Будьте осторожны!

Вы общаетесь с человеком, о котором слышали (против своей воли) дурные слова. Само собой разумеется, вы не поверили злословию. Но вы должны быть осторожными, чтобы предохранить себя от возможных потерь.

Помните: человек, о котором говорят дурно, имеет презумпцию невиновности (на иврите — хезкат кашрут). Вы не имеете права подвергать его серьезным сомнениям до тех пор, пока его вина не будет доказана. Нельзя уважать его меньше, чем ранее, из-за того что кто-то о нем что-то сказал. Также нельзя приводить его в замешательство, намекая на услышанное вами.

Задание:

1.      Верили ли мы лашон ара? 

2.      Начинали ли мы относится по-другому к человеку основываясь на слухах?

 

4 Ава. Четверг. 1. Злословие в большой компании

Предположим, вы находитесь в большой группе людей, например, в гостях, и вдруг слышите злословие о ком-то. Остерегитесь принимать эти слова за правду.

Моисей Шафран, обращаясь с речью к огромной аудитории, позволил себе пренебрежительное замечание в адрес Аарона Цукермана. Вы сидите в зале и полагаете, что невозможно в присутствии такого количества людей сказать ложь, а значит, Моисей Шафран говорит правду. Ошибка! Такое вполне возможно. Людская наглость порой не знает пределов. Не верьте ни слову!

2. Злословие в адрес присутствующих

Случается, что какой-то человек безропотно слушает, как его поливают грязью. Он или слабо протестует, впрочем, как-то неубедительно, или подавленно молчит, не умея возразить. Не верьте обвинениям, высказанным при его молчании. Молчание оскорбленного ничего не доказывает — быть может, он смолк от удивления или возмущения, либо же — чтобы избежать ссоры.

Кроме прочего, из этого логически вытекает, что нельзя верить лашон-ара, если лицо, о котором говорят, отсутствует, но говорящий уверяет: «Я могу сказать то же самое ему в лицо».

Беседуют Дан, Пинхас и Меир. Меир заявляет Дану, что Пинхас недостаточно щедро дает милостыню. Пинхас прекрасно знает, что, как бы он ни протестовал, Дан скорее всего поверит Меиру; поэтому он молчит. Но Дан, будучи приличным человеком, обязан не верить словам Меира.

Задание:

1.        Меняли ли мы свое мнение и отношение по отношению к кому-либо, на основании услышанного лашон ара?

 

ПС.  Я прошу прощения, что несколько сократила свою деятельность, потому что детки дома на лето, и кроме домохозяйки я стала еще и   пионервожатой.  Это уже тема для другого поста, чем заниматься с первоклашками и по-младше.

 

 

Рефуа шлейма:  Аделина бат Виолетта

Парнаса: Даниэль бен Эстер

Yehudis Samet.  The Other Side of the Story: giving people the benefit of the doubt--stories and strategies.  Mesorah Publications, Ltd.  New York.  1996.

Теги: судить благосклонно, Тикун мераглим