Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки

ИЗВИНИ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА

01 сентября 2016, 17:37

Отложить Отложено

Первое сентября – значимый день в календаре для многих. Для  меня тоже. В разное время я относилась к этому дню по-разному. Был школьный этап, потом университетский, после учительский, когда я вдруг увидела школу с изнанки, со служебного входа, и она произвела на меня огромное впечатление, которое резко отличалось от детского представления о ней. Вспоминаю...
Мне 24. Я второй год работаю в школе, преподаю русский и литературу, а кроме того у меня есть свой класс, я там классный руководитель. Мой класс 6 "Д".
В нашей школе дети разделены по классами в соответствии с успеваемостью и способностями. Классы А, Б и В – это гимназия с математическим, химико-биологическим и гуманитарным профилями соответственно. Туда отобрали способных, а оставшихся учеников разделили на классы Г и Д, общеобразовательные, безо всякого уклона и профиля.
Молодым педагогам без особенного опыта старшие коллеги всегда рады дать возможность настоящей серьезной практики, чтоб опыта побыстрее набирались, мне тоже дали такую возможность с моим шестым «Д».
Все у нас с моими шестиклассниками катилось ни шатко, ни валко до самой весны. Дети учились плохо, хотя тут сюрпризов не было, средней оценкой в классе была тройка. Подобная успеваемость никого из педколлектива не удивляла, была вполне ожидаемой, все так называемые хорошисты и отличники отправились в гимназические классы, а от «Д» никто ничего доброго не ждал.

Но по весне грянул гром, и я подпрыгнула от неожиданности. Вдруг в журнале моего класса стали появляться оценки, которых учителя не ставили. Их рисовали сами шестиклассники, это все понимали, но выяснить, кто именно из детей ставит оценки в журнал без спросу, никак не получалось. Художник добавлял, конечно, хорошие отметки, как правило, четверки – предел мечтаний у школьников из «Г» и «Д», причем радовал ими всех подряд. Разгадать его логику я не могла из-за полного отсутствия всякого ее присутствия. Попытки напугать детей лишением каких-то прав или радостей, чтобы они сами прекратили своевольничать, тоже провалились. Да и какие такие ценные права в школе есть у ребенка, привыкшего к плохим оценкам и постоянному недовольству взрослых. Он отлично знает, что его считают плохим и тупым, привык к этому и внутренне согласился со званием неудачника или хулигана, так что никакие разговоры, внушения и наказания не помогали определить "художника". Дети молчали с завидным упорством, я отчаялась придумывать способы решения проблемы самостоятельно. От отчаяния и пошла к школьному психологу, моему ровеснику, такому же "опытному" в школьных делах, как и я. Он предложил мне авантюру.
- Собери детей в классе и объяви, что вы все оказались в очень сложной ситуации. В журнале постоянно появляются оценки, которых учителя не ставили, что является серьезным нарушением закона. Подделывать важные документы запрещено, и ты просто обязана прекратить это. Ситуация безвыходная, ты была вынуждена наказывать весь класс, ведь выявить виновного не получалось. Но наказывать всех из-за одного – не правильно и не справедливо, поэтому сейчас ты хочешь перед каждым из них извиниться, ведь все ученики класса обижены твоими несправедливыми подозрениями. Сейчас ты будешь подходить к каждому из них и говорить: "Извини меня, пожалуйста".
- И что будет? - спросила я.
- Ты поймешь, кто это делает, и наладишь контакт с детьми, - пообещал психолог.
- А как я пойму?
- Увидишь по лицу.
Если честно, в 24 я плохо умела "видеть по лицу", так что не очень рассчитывала на эффект  мероприятия "Извини, пожалуйста", но воевать с классом мне надоело. Это слишком утомляло, не давало результата, к тому же делало меня врагом детей, хотя мне хотелось быть их другом. Я хорошо относилась к ним всем, они были простыми и, в основном, добрыми, маленькими шестиклашками, я их понимала, а потому ходить "во врагах народа" было особенно не приятно. В общем, я решилась на предложенную авантюру, решила рискнуть.

Классный час на тему "Извини, пожалуйста" перевернул ситуацию и стал моим звездным часом. Предсказать такой успех я, конечно, не могла из-за отсутствия опыта. Дети, перед которыми извинялся взрослый, да к тому же учитель (а от учителей они слова доброго, как правило, не слышали) разительно менялись от нахлынувшего и непривычного им чувства самоуважения. Каждый из них воспринимал мое "извини, пожалуйста", как совершенно разумное и справедливое действие по отношению к нему, прощал и улыбался. Только «художник» опустил голову. На него были устремлены взгляды всего класса, но он справился, в общем, лишь слегка покраснел, а потом смело уперся в меня взглядом. Крепкий парень! Я до сих пор помню его имя.
Ореола героя он лишился. Им наделили меня. Липовые оценки в журнале перестали появляться, а мои дети от избытка смешанных чувств выиграли конкурс инсценированной песни, в котором до исторического классного часа наотрез отказывались участвовать. Администрация была шокирована моими педагогическими талантами, меня в открытую хвалили на педсоветах, я, юный учитель, тоже проникалась самоуважением, так необходимым каждому для успеха и радости.

Я поздравляю с началом нового учебного года всех ваших детей-учеников, у которых он начался или вскоре начнется, желаю им уважать самих себя, родителей и учителей и добиться разнообразных успехов в учебе и в жизни. 

Теги не заданы