Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял»Теилим 1,1

Голод

02 июня 2016, 21:30

Отложить Отложено

Целеустремлённые люди пользуются уважением. Люди стремятся к почёту, желают быть успешными, хотят занять достойную нишу в обществе. Люди ищут приличную работу, делают карьеру, летят к успеху, наживают состояние, приходят к власти, окружают себя престижными вещами и благополучием. Более того, стремление обеспечить себе "достойное существование" считается правильным и необходимым привить детям. А кое-кто даже провозглашает лозунг: "Целеустремлённость - это жизнь!" Но так ли это?

 

Целеустремлённость - своего рода голод. Когда человеку хочется кушать, все мысли и чувства направлены на одно - отыскать еду. Человек голоден к тому, что ищет. Но ведь стремление к еде - это не сама жизнь, но лишь одно из её проявлений. Чувство голода вложено в человека Творцом, чтобы напоминать о потребностях организма.

 

Большинство животных удовлетворяют голод и сыты до тех пор, пока снова не возникнет потребность подкрепить тело. За исключением свиньи. Уж эта всегда устремлена на еду и насытиться не способна.

 

В жадном человеке таково стремление к деньгам, оно неутолимо, оно всегда. В сущности все материальные человеческие устремления - это ненасытный голод, как не пытайся их удовлетворить, они растут всё больше. Недаром об одном популярном предмете сказали наши Мудрецы[1]: "Насыщаешь его - он голоден, заставляешь его голодать - он сыт".

 

Но вот в чём загвоздка: к свинье Творец терпим и милостив, ведь еда для неё - повсюду и всегда, свинья с удовольствием пожирает всё, даже то, чем другие пренебрегают. И в этом, если хотите, Б-жье чудо, ведь кто ещё своим непомерным аппетитом так рьяно чистит для нас землю. Свинья не испытывает неудобств от своего нескончаемого голода, всегда находится чем его ублажить. Сказать по правде, мало у кого жизнь - столь явный праздник и успех.

 

А вот у человека - совсем не так. Как правило, как раз то, к чему он стремится больше всего, от него далече. Какую надо борьбу пережить, сколько требуется сил и жертв, прежде чем человек достигнет хотя бы части желанного. И бывает живёт много лет, а всё ещё в пути, и половины не достигает. И об этом сказали Мудрецы[2]: "Человек покидает этот мир и лишь половина вожделений в руке его..."

 

Хуже того, люди не в меньшей степени, чем насущными потребностями, озабочены страхом перед будущим. Их уже теперь волнуют вещи, которые могут оказаться необходимы лишь через много лет, до которых они, быть может, ещё и не доживут. Человек готовит будущность своих детей, он трудится, как заведённый, он крутится, как белка в колесе, снедаемый страхами о временах и обстоятельствах, которые вовсе не обязательно наступят. Человек страхует себя от всех мыслимых и немыслимых несчастий, от случайных потерь, возможных краж, от банкротства и "чёрного" дня. Заботы человека, его желания и голод постоянно множатся и тяжелеют до того, что ноша становится нестерпимой.

 

Все эти "подготовительные" заботы и стремления так поглощают человека, что не оставляют ни минуты, ни возможности воспользоваться тем, что уже у есть в руках, что могло бы скрасить сегодняшний день, чуточку умерить всегдашний голод, утишить заботу.

 

"Ну, что ж, - скажете вы, - это и есть жизнь, так мы живём, и разве можно иначе?" Ответ: конечно же можно, но об этом, даст Б-г, в другой раз.

 

По книге раби Элияу Деслера "Михтав ми Элияу", том 1, стр.39

 

 

 

 


 

[1] Санедрин,107,1

 

[2] Коэлет рабо, 1,13

Теги: , Еврейство