Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Близость духовная

Духовная близость — это единение, причастность, уподобление. Духовная близость к Творцу обозначается понятием двекут. Духовная близость между людьми является основой подлинной дружбы и глубокой любви. Давид и Йонатан, Рут и Наоми — это примеры отношений, построенных на духовной близости. Духовная близость между супругами — основа мироздания.

Оглавление

Близость к Творцу [↑]

Как все в этом мире исходит от Вс-вышнего, так и духовная близость — это феномен, потенциал и жажда которого заложены в нас Творцом. Исходя из самого определения слова «близость», реализация этого необыкновенно продуктивного явления невозможна в одиночестве и достигается она путем непростой работы каждого человека. Суть духовной близости между людьми, так же как и суть духовной близости между человеком и Создателем, — имеют один источник и восходят к самой основе Творения.

Рав Арье Каплан в книге «Мир создан для меня» пишет: цель Творения — дать человеку возможность приблизиться ко Вс-вышнему. Говоря о приближении к Нему, мы имеем в виду, конечно, не физическую близость, а духовную (двекут), которая включает в себя и знание, и восприятие Б-га.

Мы не можем познать Вс-вышнего, глядя на Него, медитируя или размышляя о Нем. Нет у нас символов, которые мы могли бы использовать, чтобы думать о Нем. Единственный путь, на котором мы можем узнать Вс-вышнего и воспринять Его, — это путь духовного приближения к Нему.

Что же это такое — духовная близость к Творцу? Тора говорит: «к Нему прилепитесь» (Дварим, 13:5). Талмуд спрашивает: «Как можно “прилепиться” ко Вс-вышнему?» и отвечает, что мы связываем себя со Вс-вышним, уподобляя свои качества Его качествам. Ибо в духовном отношении близость есть уподобление, подобие. И чем больше подобие, тем больше духовная близость.

Для того, чтобы иметь возможность уподобиться Вс-вышнему, человек при Творении был наделен свободой воли. И потому он, как и Вс-вышний, действует свободно. Как Вс-вышний совершает добро по Своей воле, так и человек. Согласно многим комментариям, в этом заключается смысл сказанного в Торе, что человек был создан «по образу Б-га».

Выполняя заповеди, мы приближаемся ко Вс-вышнему и переживаем это приближение как глубокую радость души. А с другой стороны, быть отделенным от Него означает для нас душевную глубочайшую боль.

Не имея понятия о Том, Кто наш Творец, мы способны воспринять Его влияние на нас, постигая тем самым качества, которые Он проявляет в созданном Им мире. Изучая эти качества и стараясь уподобить им собственное поведение, благодаря специально предназначенным для этого средствам — мицвот, практическим заповедям Творца, — мы приобретаем тот самый двекут, духовную близость с Творцом, единение, причастность.

Идея любви — архетип духовной близости [↑]

Вначале Вс-вышний создал одного человека. Но вскоре Он сказал: «Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему подмогу, соответствующую ему» (Берешит, 2:18). Пока человек был один, он не мог по-настоящему нести добро, поскольку нести добро — это быть подобным Вс-вышнему, Который есть Источник добра. Один человек никому не мог нести добро, и не делая добра, он не был бы добродетельным и не мог бы называться «добрым» или хорошим, не совершая хороших поступков. Вот почему Б-г и сказал: «Нехорошо человеку быть одному».

И тогда Вс-вышний создал женщину. Отношения между мужчиной и женщиной должны были походить на отношения Вс-вышнего с Его миром. Подобно Вс-вышнему, Творцу, человек становится творцом жизни, рождая детей. Учат мудрецы, что трое участвуют в рождении ребенка — отец, мать и Вс-вышний. Близость между мужчиной и женщиной — это средство, с помощью которого человек реализует один из аспектов своего сотрудничества со Вс-вышним.

Когда мы делаем что-то хорошее (то, о чем в Торе сказано «хорошо») для другого человека — это архетип всякого добра. И нет лучшего способа уподобиться Вс-вышнему, чем делать добро другим.

Говорится в Талмуде (Сота, 14а): «Как Вс-вышний одевает нагих, так поступай и ты. Как Вс-вышний навещает больных, так поступай и ты. Как Вс-вышний утешает понесших утрату, так поступай и ты». А в другом месте (Шаббат, 153б) Талмуд говорит, что мы должны уподобиться Вс-вышнему в милосердии и сострадании. Мы должны относиться к другим людям так, как Вс-вышний относится к нам, и тогда мы становимся подобными Ему.

Тора повелевает нам: «Люби ближнего своего как самого себя» (Ваикра, 19:18). Сама идея любви — это архетип духовной близости. На иврите слова аhава (любовь) и эхад (один) имеют одно и то же числовое значение (гиматрию) — 13. Когда людей связывает любовь, они близки — пусть даже их разделяют огромные расстояния. А ненавидящие далеки друг от друга, пусть даже они сидят рядом.

Духовная близость как основа глубоких отношений [↑]

Два рода отношений между людьми невозможны без духовной близости: дружба и любовь. Когда между людьми существует духовная близость (которую мы иногда называем духовной общностью или даже духовным родством), один из них разделяет взгляды другого, они любят одно и то же, ненавидят одинаково, — неважно, насколько они похожи физически или далеки друг от друга пространственно.

Духовная близость, возникающая между двумя друзьями, между мужем и женой, между учителем и учеником, между родителями и детьми, делает отношения по-настоящему наполненными и глубокими. А в ежедневном общении — сглаживает возможные шероховатости между людьми, нейтрализует неблагоприятный резонанс от допущенных одним из них ошибок.

Танах содержит два образца подлинной дружбы: дружбы женской (Рут и Наоми) и мужской (Давид и Йонатан). Дружба Давида и Йонатана даже более примечательна, потому что, в отличие от Рут и Наоми, друзьям было за что соперничать. Йонатан — старший сын царя Шауля и наследник престола; Давид — лучший воин Шауля, общепризнанный народом претендент на царство.

Ни потенциальное соперничество, ни дворцовые интриги, ни беспричинная ненависть к Давиду царя Шауля не повредила этой дружбе. Когда Йонатан убедился, что Давид станет лучшим царем, чем он сам, это лишь подогрело его желание быть в будущем главным помощником своему другу: «Ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым после тебя» (Шмуэль I, 23:17).

Йонатан дорого заплатил за эту дружбу: она отдалила его от отца, Шауля, который видел в Давиде угрозу для своего трона. Шауль делал все, чтобы убить Давида, но ему постоянно мешал Йонатан, предупреждавший друга о планах отца.

Талмуд описывает дружбу Давида и Йонатана как пример отношений, не зависящих ни от каких факторов. Секрет этой дружбы — в 18 стихе книги Шмуэль I: «душа Йонатана привязалась к душе Давида, и полюбил его Йонатан, как душу свою».

Такое же родство душ, возникшее между Рут и Наоми, выражено в Свитке Рут такими словами, обращенными Рут к своей свекрови (1 глава, 16-17): «Не проси меня покинуть тебя и уйти от тебя обратно, потому что куда ты пойдешь — пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ (это) мой народ и твой Б-г — мой Б-г. Где ты умрешь, там и я умру, и там похоронена буду. Пусть воздаст мне Г-сподь и еще усугубит, если не разлучит меня с тобою (лишь) смерть!»

Духовная близость, возникшая между Рут и Наоми, помогла проявить моавитянке Рут свой высокий потенциал и удостоиться стать прабабушкой царя Давида, из дома которого выйдет Машиах.

Духовная близость супругов [↑]

На иврите слова «счастье» — אושר (первая буква алеф), и «благосостояние» — עושר (первая буква аин) произносятся одинаково (ошер). Буква алеф — первая буква Имени Вс-вышнего, и это определяет ее духовную составляющую. И недаром при пожелании «счастья и благосостояния» молодоженам слово ошер, начинающееся с буквы алеф, «счастье», идет первым. Ведь духовная и душевная близость между супругами — более значимая часть благословения.

Цель еврейского брака — наполнить союз мужчины и женщины духовностью высокого уровня. Достижение этой цели напрямую зависит от духовной чистоты интимных супружеских отношений, которые призваны выразить духовное единение партнеров по браку и стать «квинтэссенцией» их взаимной любви. Это возможно, когда любовь супругов основана на взаимном уважении, восхищении духовными качествами друг друга, взаимопонимании — то есть духовной близости.

Существует и более глубокий аспект. Способность создавать новые души в духовном союзе мужчины и женщины проистекает из того, что этот союз — вместилище Шхины, то есть Присутствия Вс-вышнего на земле. Эта идея выявляется при сравнении слов «мужчина» и «женщина» на иврите.

Мужчина — это иш, женщина — иша. В написании эти два слова различаются одной буквой. Слово иш содержит букву йуд, а слово иша — букву hей. Составленные вместе, эти буквы (йуд и hей) представляют Имя Вс-вышнего. Если убрать их из слов иш и иша, получится слово эш, что в переводе означает — «огонь». Чтобы «ограничить» огонь, сделать так, чтобы он, горя, распространял в мире духовную энергию, в союзе мужчины и женщины должно быть Присутствие Творца (Шхина). Таким образом, союз между мужчиной и женщиной — это ничто иное, как духовная основа мироздания.

Эту основу создает каждая еврейская семья — ежедневно и ежечасно. В чем состоит работа по созданию духовной близости между мужем и женой? В том, чтобы узнавать супругу/-а, интересоваться тем, что интересно ему. Общаться, проявлять уважение, помощь, поддержку. Неоднократно уступать, благодарить, прощать, хвалить, менять себя ради другого. Желать доставить другому удовольствие. Вместе расти в духовном плане.

Возможно ли, чтобы духовная близость возникла между совершенно разными людьми? В принципе, возможно все, но тем не менее, выбирая себе мужа (жену) молодым людям следует обращать внимание на три основных условия, при которых длительное общение между людьми не превращается в тягостную обязанность: духовная совместимость, наличие общих интересов и общность (или хотя бы сходство) жизненных целей. Если у пары сходные взгляды на жизнь — это хорошая предпосылка к возникновению глубокой духовной связи.

Выводить материалы