Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Масада

Крепость Масада (Мецада) — легендарная крепость в Иудейской пустыне, в трёх километрах от Мёртвого моря. Масада возвышается на 450-метровой скале (с иврита слово «мецада» можно перевести как «горная крепость»). Царь Иудеи Ирод I укрепил крепость Масада, сделав ее своим неприступным убежищем. Сегодня подъем на Масаду и экскурсия по крепости — один из популярных туристических маршрутов в Израиле.

Оглавление

Крепости Хасмонеев [↑]

Крепость Масада была построена еще Хасмонеями в I-II-м вв. до н.э., когда, в результате военно-политических успехов, границы Иудеи расширились. Правитель Иудеи, первосвященник Йонатан Хасмоней, положивший начало Хасмонейской династии, стал укреплять Иерусалим и другие крупные города, а также границы страны.

В этот период были построены крепости на горе Горкания в Иудейской пустыне, на горе Сартаба, господствующей над Иорданской долиной, на горе Дагон над Иерихоном, на горе Арома в Шомроне и на Масаде.

В 37 году до н. э. царь Ирод, воцарившись в Иудее, превратил Масаду в мощную крепость, значительно укрепив и достроив ее, чтобы она могла служить убежищем в случае восстания или войны. В крепости сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани по образцу римских.

Защитники Масады [↑]

Во время Иудейской войны в 66-м году н.э. евреям-зелотам (ревнителям, «канаим») удалось захватить крепость Масада, в которой на тот момент размещался римский гарнизон.

Римляне, одержав успехи в процессе подавления восстания на территории остальной части страны, стянули к Масаде значительные силы, и бастион оказался в осаде. Защитников крепости едва насчитывалось около 1000 человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду в течение трех лет.

Иерусалим был разрушен, две оборонительные крепости пали под натиском римлян. Завершающим актом трагедии стало взятие римлянами Масады в 72 году н.э., когда она оставалась последним очагом восстания в стране. Римляне, осадив крепость, построили осадной вал высотой около 70 метров, по которому передвигался таран, пробивший брешь в крепостной стене.

Иосиф Флавий описывает, как предводитель защитников крепости Элазар бен Яир убедил их покончить с собой, чтобы спастись от ужасов и унижений рабства. Мужчины убили жен и детей, а затем по жребию — друг друга. Последний из 960 осажденных поджег крепость и покончил с собой. Две женщины с детьми спаслись, спрятавшись в укромном месте крепости, и рассказали потрясенным римлянам обо всем, что там произошло.

Иосиф Флавий очень эмоционально повествует об этих событиях. Он сообщает нам и страшную цифру: число убитых, включая и женщин, и детей, достигло 960.

Мнение еврейского закона по поводу убийств и самоубийств защитников крепости таково: евреи боялись, что не выдержат мучений в римском плену и будут принуждены к идолопоклонству. Многие алахические авторитеты полагают, что в этом случае, в шеат а-шмад — то есть в пору преследований и духовного истребления, разрешено убить себя, чтобы избежать нарушения Торы и заповедей. Однако, в любом другом случае намеренное самоубийство запрещено, даже из страха перед пытками и мучениями.

Музейный комплекс «Масада» в наши дни [↑]

Развалины крепости в наше время были впервые обнаружены в 1862 году. Основательные же раскопки были проведены в 1963-1965 годах.

Сейчас на скалу можно подняться не только по так называемой «змеиной тропе», но и по канатной дороге, что и делают многочисленный туристы: ведь крепость «Масада» является одним из главных туристических объектов Израиля.

На обрывистом уступе северного склона можно увидеть развалины трехъярусного дворца царя Ирода. Кроме крепости и дворца, на территории комплекса сохранились останки византийского монастыря.

Ко времени проведения раскопок Масада уже успела стать символом еврейского героизма и непреклонности. Сионистские движения с 20-ых годов устраивали сюда пешие подъёмы. Масада звучала на устах еврейской молодежи, поднявшей флаг восстания в Варшавском гетто. А после возрождения государства научные раскопки превратились в некое возвращение к героическому прошлому, в исторический реванш: римская империя давно исчезла, а еврейский народ вернулся в Землю Израиля.

Выводить материалы