Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2
Тема

Бейтар

Крепость Бейтар — древний еврейский город в Иудейских горах, в нескольких километрах к юго-западу от Иерусалима. Бейтар был главным укрепленным пунктом восстания евреев под предводительством Бар Козевы (Бар Кохбы) против римлян в 135-м году н.э. Падение Бейтара стало началом «эпохи преследований» евреев и концом независимости Иудеи.

Оглавление

Начало еврейского восстания против римлян [↑]

Чуть больше шестидесяти лет прошло с разрушения Второго Храма, когда пришедший к власти над Римской империей Адриан все свои усилия направил на превращение Иерусалима в центр язычества и на то, чтобы заставить евреев отказаться от Торы и ее заповедей. Среди прочего, он решил построить крепость на развалинах Иерусалима и заселить ее римлянами и греками. Пока Иерусалим стоял в развалинах, была хоть какая-то надежда, что вскоре он будет восстановлен. Решение построить на его месте город, заселенный язычниками, рассматривалось евреями как святотатство. Против жестокого тирана восстал весь народ.

Вначале евреи воздерживались от прямых столкновении с римскими войсками. Они лишь атаковали из засад отдельные отряды римлян. С каждым днем ряды восставших пополнялись новыми воинами, так что вскоре они стали численно превосходить римские легионы. Турнус Руфус, тогдашний наместник римлян в Земле Израиля, пытался расправиться с восставшими. Однако каждый день приносил евреям новые победы над врагом.

Бар Козева — Бар Кохба [↑]

Предводителем евреев был Шимон Бар Козева (или Бен-Козива, или Бар Кохба). Бар Козева был большим героем и властной, харизматичной личностью. Одно имя Бар Козевы наводило на врага ужас и обращало его в бегство.

Еврейские повстанцы под руководством Бар Козевы заняли укрепленный город Бейтар, находящийся в трех часах ходьбы от Иерусалима, и оттуда совершали вылазки на римлян. Отряды восставших пополнялись и евреями галута. Вскоре почти вся территория Эрец Исраэль была очищена от римлян.

Бейтар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, окруженной потоком Рефаим с трех сторон. Возвышаясь над долиной Сорек, она находилась вблизи важной дороги Иерусалим — Бейт-Гуврин.

В документах и на чеканенных им монетах Бар-Козева именуется «неси Исраэль» (князь или президент Израиля). Раби Акива и некоторые другие мудрецы того поколения считали Бар Козеву долгожданным Машиахом.

Осада Бейтара [↑]

Адриан понимал, что восстание евреев представляет угрозу для всей восточной части Римской империи. Он послал к Эрец Исраэль своего выдающегося полководца Юлия Севера. На протяжении длительного времени Север не предпринимал широких военных операций, а только следил за действиями евреев, но потом, воспользовавшись недостатком осторожности евреев, стал постепенно захватывать город за городом.

Развалины Иерусалима еще раз стали добычей врага, а после этого началась усиленная осада Бейтара. Но даже и во время этой осады защитники Бейтара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне.

На протяжении трех с половиной лет римляне вели осаду природных укреплений Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом и даже нападали на него, и время от времени римляне, осаждавшие Бейтар, сами попадали в окружение. Они уже отчаялись захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар Козева совершил большой грех.

Обращаясь к Небу, Бар Козева сказал, что не просит помощи Вс-вышнего, а только хочет, чтобы Вс-вышний не воевал против него. Такая «просьба» граничила с богохульством. Кроме того, по ложному подозрению был убит праведник раби Элиэзер Амодаи, чьи заслуги и молитвы охраняли Бейтар от врага. За эти грехи и был наказан Бар Козева.

Самаритяне указали римлянам тайную дорогу в крепость. И когда армия евреев находилась на другой стороне крепости, римляне неожиданно появились в стенах города. Бейтар был захвачен в день Девятого ава 135 года н.э. Бар Козева погиб (был ли он убит римлянами или укушен змеей — точно не известно), после чего всем стало ясно, что он не был Машиахом, которого все так ждали.

Падение Бейтара [↑]

Город пал и был отдан на растерзание римским солдатам, которые перебили всех его жителей.

Талмудический Мидраш рассказывает, что в Бейтаре было 500 школ, в самой меньшей из которых было 500 детей, и из всех остался в живых лишь один ребенок.

Римские солдаты, разъяренные продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город, чтобы не дать спастись ни одному из его защитников. Люди пытались укрыться в многочисленных пещерах. Чтобы выманить евреев из их убежищ, римляне пообещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен, но тут же убивали вышедших из укрытий.

Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от сильного голода и жажды. Когда иссякли последние съестные запасы, некоторые люди дошли до того, что утоляли голод мясом мертвецов. Число убитых в Бейтаре достигло шестисот тысяч.

Про ужасную резню в Бейтаре мудрецы говорят страшные вещи: что вода в Бикъат Ядаим на треть разбавилась кровью, что кони римских легионеров погружались в кровь по самую шею и что еще семь лет после этих событий язычники могли еврейской кровью удобрять свои сады…

В течение долгого времени Адриан запрещал хоронить убитых жителей Бейтара. Из трупов убитых он приказал сложить ограду вокруг своего виноградника площадью в восемнадцать квадратных миль. Эта ограда была выше человеческого роста.

Вс-вышний сделал чудо, и трупы убитых в Бейтаре не разлагались. Вот почему наши мудрецы добавили к благодарственной молитве после еды («Биркат аМазон») еще одно, четвертое, благословение: «Владыка добрый и творящий добро». Они благодарили Б-га за то, что Он, будучи добрым, не позволил останкам убитых разлагаться, и за то, что Он сотворил добро, позволив им дождаться погребения.

В молитвах 9 Ава уничтожение Бейтара упоминается в кинот: «В эту ночь восплачем» и «был пойман Бейтар, и был в ловушке тяжкой».

Победа над евреями досталась римлянам настолько дорогой ценой, что император Адриан в своем докладе Сенату о победе не осмелился употребить обычную в таких случаях формулу: «Я и моя армия пребываем в благополучии».

Духовные причины разрушения Бейтара [↑]

Сказал раби Йоханан: о чем написано «Блажен человек, который всегда боится, а ожесточающий свое сердце попадет в беду?» (Мишлей 28:14) Из-за Камцы и Бар Камцы разрушен Иерусалим; из-за петуха и курицы пал Тур Малка (Царские горы); из-за борта повозки разрушен Бейтар.

В Бейтаре был обычай, что, когда в городе рождался ребенок, люди сажали кедровое деревце. Когда ребенок подрастал и достигал брачного возраста, его кедр срубали, чтобы сделать хупу для жениха и невесты.

Однажды через Бейтар проезжала дочь императора, и у ее повозки сломалась ось. Чтобы сделать новую ось, римляне хотели срубить один из молодых кедров, посаженных по принятому здесь обычаю. Увидев это, евреи напали на римлян. Когда весть о нападении достигла императора, он послал целый легион с приказом разрушить город.

Еврейские законоучители понимали, что истинные, глубинные причины разгрома и изгнания суть духовного порядка. Происшедшие события имеют корни в Б-жественном гневе. Римляне были лишь инструментом выражения Его воли.

Талмуд рассказывает о падении Иерусалима, Тур Малки и Бейтара так, чтобы дать нам возможность понять обстоятельства и мотивы, побудившие Творца дозволить римлянам действовать так, как они действовали. Только осознание корней катастрофы дает возможность расположить события в надлежащей перспективе и изучать вытекающие из них исторические уроки.

Тора предписывает видеть руку Вс-вышнего в каждом событии и происшествии. И когда нам грозит несчастье, нам следует раскаяться и изменить жизнь так, чтобы Б-жественный приговор был отменен. Если же мы не раскаиваемся, наши страдания лишь увеличиваются и приходит новая беда. Тора предписывает видеть руку Всевышнего в каждом событии и происшествии.

Когда нам грозит несчастье, нам следует раскаяться и изменить жизнь так, чтобы Божественный приговор был отменен. Если же мы не раскаиваемся, наши страдания лишь увеличиваются и приходит новая беда. Еврейской общине и ее лидерам после разрушения Храма следовало быть особенно осторожными в словах и поступках, дабы не навлечь на себя Б-жественный гнев.

После падения Бейтара [↑]

Падение Бейтара и поражение Бар-Козевы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания — а также конец еврейской независимости Иудеи до самого создания Государства Израиль.

После поражения восстания большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Оставшиеся в живых были проданы в рабство на рынках Иудеи и Египта. Невольничьи рынки в Эрец Исраэль и в других странах были переполнены пленными евреями.

Римляне не удовольствовались жестоким подавлением восстания. Они знали, что восстание вспыхнуло из-за религиозно-национальных причин и что одним из его духовных руководителей был великий рабби Акива, и решили, что для того, чтобы положить конец мятежам, необходимо искоренить Тору. Начались жестокие гонения на иудейскую религию — «эпоха преследований», как она именуется в Талмуде. Вскоре после падения Бейтара раби Акива был заключен в тюрьму, а в Йом Кипур римляне подвергли его мучительной казни.

Император Адриан осуществил свое давнее стремление: Иерусалим был превращен в римскую колонию под названием Элия Капитолина, евреи были изгнаны из него и город был заселен язычниками. Еврей, пойманный в Элии Капитолине, подвергался смертной казни. Только позднее было разрешено евреям приходить 9 Ава к Западной стене — Стене Плача — и оплакивать разрушение Храма.

Над южными воротами города было высечено изображение свиньи; на месте Храма был воздвигнут храм в честь Юпитера Капитолийского, и в нем, по-видимому, была поставлена статуя Адриана, отождествлявшего себя с Юпитером и именовавшегося Олимпием или Капитолием.

Раскопки крепости [↑]

Бейтар впервые был обнаружен и опознан в 1923 году. Археологи нашли дорогу, ведущую в поселение, высеченную в камне канаву, сельскохозяйственные объекты. В сороковых годах двадцатого века к югу от Бейтара были найдены римские лагеря и система осадных сооружений вокруг крепости, включая осадную стену длиной более четырех километров — больше, чем в Масаде.

В 1984 году были обнаружены части стен и башен, быстро развалившихся, потому что строительство было небрежным и поспешным, кладка неравномерна. Неправильной формы камни фиксировались один над другим, видимо, с помощью обычной глины. Обмазанные той же глиной, стены выглядели очень солидно, но противостоять стенобитным машинам долго не могли. Римлян сдерживали не столько они, сколько достаточно крутые и высокие склоны холма.

Латинские надписи, найденные около источника в Бейтаре, упоминают Пятый легион «Mаkedоniсa» и Одиннадцатый легион «Klaudia». Так как оба эти легиона были размещены в Дакии перед восстанием Бар-Козевы во время правления Траяна, видно, что подразделения этих двух легионов были доставлены, чтобы помочь в подавлении восстания Бар-Козевы и поставлены гарнизоном в Бейтаре после его завоевания.

На сегодня стены Бейтара раскопаны пунктиром — небольшими фрагментами, которые позволяют довольно точно установить конфигурацию крепости. Так же пунктирно раскопаны и остатки окружавшего её римского лагеря.

В настоящее время сохранились две стены башни и бастионы. Сейчас в древнем городе не производятся никакие археологические раскопки, так как земля принадлежит частному лицу, и какие-либо работы запрещены. Монументальные развалины, остатки городских стен и башен — все это находится в запущенном состоянии, несмотря на то, что Бейтар является всемирным наследием ЮНЕСКО.

Холм с развалинами крепости находится на так называемом «Западном берегу», в Иудейских горах, и поэтому экскурсии сюда редки. По палестино-израильскому соглашению эта местность имеет статус В, то есть совместно управляемой территории: палестинская гражданская администрация и израильский военный контроль.

Арабская деревня Батир вплотную примыкает к развалинам древней крепости, а в двух километрах от них расположен город Бейтар-Илит — первый город в Израиле, построенный в 1980 году специально для ортодоксальных евреев и названный в память о героической защите древней крепости Бейтар.

Современный Бейтар [↑]

Современный город Бейтар-Илит — один из крупнейших религиозных городов в Израиле и в Иудейских горах, он находится в десяти минутах езды от южного иерусалимского района Гило. Сбываются предсказания пророков — Иудея снова расцветает, снова многолюдна, снова детские голоса звучат на всех улицах. Из-за того, что все религиозные семьи многодетны, средний возраст жителей Бейтар-Илита — 18 лет!

В современном Бейтаре проживают в том числе и многие русскоязычные раввины и лекторы, часть из которых — постоянные авторы нашего сайта Толдот.ру, такие как: р. Лейб Нахман Злотник, р. Нахум Офман, р. Моше Гекрайтер, р. Эльяким Залкинд, р. Яков Кацен, р. Ури Гелер, р. Мордехай Райхинштейн, рабанит Эстер Офенгенден и многие другие.

Выводить материалы