Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Мы живем для того, чтобы проявлять свою свободу воли. И единственный путь к этому лежит через испытания, которые всегда соответствуют нашему уровню.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Тема

Глупость

Глупостью называют ограниченность умственных способностей, несообразительность, отсутствие мудрости. «Дух глупости» бывает виноват в грехах. Глупому свойственно болтать и смеяться некстати. Глупому отвечают по его глупости. В конце времен глупость перестанет существовать в мире.

Оглавление

У входа грех лежит… [↑]

Глупость существует в мире столько времени, сколько существуют люди. Абарбанель в комментарии на Хумаш (Берешит 3:8-9) пишет про грех Адама: «Когда Адам согрешил и, по выражению наших мудрецов, “забыл алаху”, его сердце в такой степени преисполнилось глупости, что он решил спрятаться от Б-га, подумав, что Б-г его не увидит».

Стих не говорит: «спрятались среди деревьев сада», но: «…среди дерева». Они скрылись в кроне того самого дерева, из-за которого согрешили, плод которого съели и из листьев которого затем сшили себе пояса. И именно потому, что они спрятались в кроне того самого дерева, Б-г начал разговор с Адамом со слов: «Где ты?», — указывающих именно на место. Б-г хотел сказать ему: «Разве ты сам не понимаешь, какое место ты для себя выбрал? Зачем ты оказался рядом с этим деревом? Уж не собрался ли ты есть от него?»

В Талмуде (Сота 3) говорится: «Человек не грешит, покуда не входит в него дух глупости». Раскрыл нам Виленский Гаон, что это за «дух». «У входа грех лежит» (Берешит 4:7) — грех лежит в ожидании входа. Потому что главное желание дурного начала — это найти изначально кошерное отверстие для проникновения зла в человека. А после того как оно уже проникло в человека сквозь это отверстие, ему больше не придется его обольщать, потому что он уже и так обольщен и совращен.

Только у самого входа, пока отверстие еще только-только открывается, у человека есть возможность легко уберечься от зла. Но так как само отверстие изначально кошерно, его кошерность вводит человека в заблуждение, ослепляя его, и он не замечает, что оно открывает прямой доступ дурному началу. И это — опаснейшая ловушка даже для людей высочайшего духовного уровня, как мы можем видеть у Каина, с которым говорил сам Творец: «Почему тебе досадно, и почему поникло твое лицо? Ведь если ты исправишься — удостоишься, а если нет — у входа грех лежит».

Глупость велика [↑]

Человеку свойственно ошибаться, как пишет Месилат йешарим (гл. 22): «Мы должны понять, что сознание наше ограниченно и разум слаб чрезвычайно; глупость же велика и склоняет нас к ошибкам».

Царь Шломо, мудрейший из людей, сказал в Книге Мишлей: «Глупость — женщина безрассудная, шумливая и ничего не знающая». Сатан затуманивает людям разум, после чего они пускаются в путь дорогой ошибок и нарушают Волю Творца.

Другая грань глупости — это неспособность видеть главное. Рав Маари Гиктилия в книге «Шаарей Ора», комментирует стих: «Глупость человека извращает его путь, а на Б-га гневается его сердце» (Мишлей 19:3): «Рука благословенного Б-га открыта всем, но из-за своей глупости, из-за незнания того, в какой сокровищнице хранится нечто ему необходимое, человек может остаться ни с чем». Существует правильный, не извращенный путь, ведущий к Б-гу, а извращает его сам глупец…

Признаки глупости [↑]

Про царя Шломо сказано: «И стал он мудрее всех людей…». Этот стих так разъяснили наши мудрецы: «Даже мудрее глупцов…», как сказано в Писаниях: «И направил я сердце мое, дабы постичь мудрость и познать безрассудство и глупость, и узнал я, что и это — томление духа».

Так перед царем Шломо раскрылось, что души людей различаются восприятием их сердец и индивидуальностью речи. Он постиг даже мышление глупцов и ограниченных разумом, пребывающих во тьме больше остальных. Благодаря этому царь Шломо также обрел мудрость, позволяющую найти способ разъяснить возвышенное знание и глубины Мусара.

Царь Шломо про глупость говорил так. «Отвечающий прежде, чем выслушает, — глупость это его и стыд» (Мишлей 18:13). То есть начинать отвечать на вопрос, не выслушав его до конца — признак глупости.

А в Коэлет (7:6) царь Шломо сравнил смех глупца с треском колючек, «горящих в костре под котелком». Неуместный смех — один из признаков глупости. И еще сказал: «И глупец, когда молчит, считается мудрым» (Мишлей 17:28). Пока человек молчит — мы чаще всего не сможем понять, глуп он или мудр. Глупость проявляется в том самом даре, который был дан только людям, но не животным: в речи.

Сказано в «Пиркей Авот» (4:9): «Тот, кто бережется от суда, освобождается от вражды, воровства и ложной клятвы. А тот, кто горд в наставлении, — глупец, злодей и гордец».

Объясняет в комментарии Маараль: «Если человек торопится высказать наставление, то есть ответить на вопрос о законе Торы, — это признак глупости». «Тот, кто много говорит, увеличивает глупость». Само стремление сразу же что-то сказать уже указывает на недостаток мудрости. Ведь главная черта понимающего человека — это его разум, а способность размышлять подавляет способность говорить, поскольку эта способность относится к материальным явлениям.

В Пиркей Авот (5:7) сказано: «Семь особенностей присущи болвану и семь — умному. Умный не говорит в присутствии того, кто мудрее и превосходит его числом [своих учеников и прожитых лет]; не перебивает собеседника; не торопится с ответом; задает вопросы по существу и не дает уклончивых ответов; отвечает на первый [вопрос] сначала, а на последний — в конце; о том, чего не слышал, говорит: “Я не слышал”; признает истину. Глупец же [отличается] противоположными особенностями».

Тиферет Исраэль объясняет, что под «болваном» здесь подразумевается вполне способный и знающий ученик мудрецов, но не воспитавший в себе сдержанность и вежливость, поверхностно мыслящий и не способный к глубокому анализу изучаемого.

Маараль сообщает важное условие, без которого невозможна мудрость: порядок. Глупости же свойственно отсутствие порядка. «Все перечисленные здесь семь свойств — это свойства разумные, то есть, не выходящие за пределы разумного порядка, установленного здравым смыслом», — пишет Маараль. «Разум оценивает все и всему ставит границы, и выходящее за эти естественные границы, вне сомнения, выходит за разумные пределы, поскольку суть разума и есть установление порядка. Поэтому все, что относится к мудрецу и к его свойствам, есть следствие разумной оценки и разумно установленного порядка».

Как вести себя с глупцом? [↑]

Хафец Хаим в книге «Шем Олам» указывает, что особенно дух глупости относится к грехам, за которые положена смерть или наказание карет, таким, как осквернение субботы: дух глупости в этом случае чрезвычайно силен. Если есть человек, который воюет с грешником в то время, когда тот одержим духом глупости, и этот человек принимает обиды и унижения, но не оставляет его, то после того, как в конце концов дух глупости покинет грешника и разум вернется к нему, он сам благословит порицавшего и наставлявшего его — за то, что тот спас его от гибели, и раскается в сердце своем за все огорчения, которые причинил тому человеку.

Что же касается теоретических споров, то об этом пишет «Орхот Цадиким»: «Если глупец спорит с мудрецом, а мудрец молчит, то в его молчании содержится важный и главный ответ глупцу. Потому что из-за молчания мудреца глупец страдает больше, чем если бы тот отвечал ему». И об этом сказано: «Не отвечай глупцу по глупости его» (Мишлей 26:4).

Но иногда молчание вредно, как написано: «Отвечай глупцу по его глупости, а то он будет прав в глазах своих» (Мишлей 26:5). Если видишь, что глупцы глумятся над словами мудрецов, — не смолчи, ответь, укажи им на их ошибку, дабы они не были правы в своих глазах.

В соответствии с еврейским Законом, который обязывает детей уважать и почитать родителей, если родители попросили детей сделать какую-нибудь глупость или нелепую вещь, дети не обязаны выполнять их просьбу.

Глупость не вечна [↑]

Всё в мире создано с определенной целью, и даже глупость. Мудрец Шломо говорил (Мишлей 26:9), что Творец «заставляет рождаться все, что есть, поэтому служат Ему и глупцы, и преступники». Даже глупость и грех служат Его целям, не зная об этом и не желая этого.

Но глупости рано или поздно придет конец. Рамхаль в очерке «Основы» пишет о том, как изменится мир в конце времен: «Всюду возобладает процветание и спокойствие, в то время как боль и разрушение прекратят существовать. Когда пройдет это время, глупость перестанет существовать в мире и все сердца наполнятся мудростью. Святое Вдохновение “будет очищено над плотью” таким образом, что человечество достигнет мудрости без каких-либо трудностей. Тогда люди возрадуются и будут наслаждаться великой благодатью, и присоединятся к Богу, во всем служа ему».

Выводить материалы