Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Книга «Зоар» приводит: чтобы уберечь заповедь от вмешательства сил зла, требуется истратить деньги на её выполнение.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

"Пока не сделаю того, что обещал"

06 июня 2010, 16:17

Отложить Отложено

 Принято считать, что в истории нашего народа бывают периоды, когда Всевышний необыкновенно близок к нам, а бывают такие времена, когда кажется, будто Он нас оставил, отвернулся от нас, покинул (ндБ). В принципе, об этом написано у наших мудрецов. Но как понимать выражение "Он нас оставил"? Неужели на самом деле оставил, отвернулся от Своего народа?

Например, в книге Бемидбар читаем о том, что Он Сам сказал евреям, вышедшим из Египта, что за 40 лет они все умрут. Уж не это ли самое яркое выражение "самоустранения" Творца?

И что могут сделать евреи, попавшие в такую ситуацию? – Понятно, что им надо надеяться на Всевышнего. Но как им надеяться, если сказано самым прямым образом – что Он их оставил?

Вы не находите, тут есть некий порочный круг? Нам предлагается улучшить свои качества и в то же время обещают, что это нас не спасет. Что делать?

Раби Исер Залман Мельцер рассказывал об одном еврее из окружения Ружинского ребе.

Есть такие хасиды – Ружинские. Их лидер, раби Исраэль, правнук Магида из Межерич (любимого ученика Бешта), стал в свое время зачинателем садигорских, чертковских и бояновских династий. Но раби Исраэль и сам был личностью легендарной. Про него рассказывается великое множество легенд, просто рассказов и притч. Вот одна из них. Вернее, про его сына, раби Давида-Моше, будущего цадика из Черткова, большого мудреца, который в детстве любил сидеть в приемной своего отца и разговаривать с евреями, пришедшими к ребе за советом, брахой или с вопросом по поводу Закона.

Однажды мальчик, тогда ему было пять лет, не больше, спросил у одного еврея: "Что ты хочешь попросить у моего отца?"

Тот вздохнул и ответил: "Жизнь такая тяжелая, что меня может спасти только его благословение".

Затем он вошел в комнату цадика, а через несколько минут вышел с просветленным лицом и бодро направился к выходу.

Его окликнул мальчик: "Ну и что сказал тебе мой отец?"

Хасид счастливо ответил: "Он сказал, что Всевышний мне поможет!"

Ребенок посмотрел на него внимательно и тихо произнес: "Хорошо, Он тебе поможет. Но пока Его помощь не пришла, что ты будешь делать?"

Хасид удивился и стал размышлять. После чего честно признал: "Я не знаю".

"Я бы на твоем месте, – посоветовал мальчик, – снова пошел бы к отцу и спросил: пока нет помощи с небес, что мне поможет?"

"Разве можно зайти снова?" – спросил взволновано хасид.

"Двери отца открыты для всех евреев, даже если они заходят к нему по нескольку раз на день".

И хасид снова вошел в комнату к праведнику.

Когда через пару минут он вышел – то сам подошел к сыну праведника и сказал ему: "Твой отец сообщил мне, что так написано в сцене с лестницей Яакова (Берешит 28:15): Всевышний сказал нашему праотцу Яакову: "Не оставлю тебя, пока не сделаю того, что обещал тебе". Значит, и меня не оставит, пока не спасет".

И с этими словами вышел. По лицу было видно, что он полон веры в то, что Всевышний от него не отвернулся.

Теперь снова возвращаемся к нашему вопросу: как совместить слова "Всевышний нас оставил" с нашей надеждой на Его помощь?

Очень просто: тем, кто в Него верит, Всевышний помогает дождаться без потерь и того момента, когда от Него придет помощь.

Т.е. "оставил нас" означает "потерь не будет". Или другими словами – помощь от Него придет непременно, независимо от нашего поведения, ибо обещания Творца выполняются всегда!

Но и нам надо стараться.

Теги: Хидуш, Мусар