Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием.»Раби Абау, Санедрин 99а

"Пока не сделаю того, что обещал"

Отложить Отложено

 Принято считать, что в истории нашего народа бывают периоды, когда Всевышний необыкновенно близок к нам, а бывают такие времена, когда кажется, будто Он нас оставил, отвернулся от нас, покинул (ндБ). В принципе, об этом написано у наших мудрецов. Но как понимать выражение "Он нас оставил"? Неужели на самом деле оставил, отвернулся от Своего народа?

Например, в книге Бемидбар читаем о том, что Он Сам сказал евреям, вышедшим из Египта, что за 40 лет они все умрут. Уж не это ли самое яркое выражение "самоустранения" Творца?

И что могут сделать евреи, попавшие в такую ситуацию? – Понятно, что им надо надеяться на Всевышнего. Но как им надеяться, если сказано самым прямым образом – что Он их оставил?

Вы не находите, тут есть некий порочный круг? Нам предлагается улучшить свои качества и в то же время обещают, что это нас не спасет. Что делать?

Раби Исер Залман Мельцер рассказывал об одном еврее из окружения Ружинского ребе.

Есть такие хасиды – Ружинские. Их лидер, раби Исраэль, правнук Магида из Межерич (любимого ученика Бешта), стал в свое время зачинателем садигорских, чертковских и бояновских династий. Но раби Исраэль и сам был личностью легендарной. Про него рассказывается великое множество легенд, просто рассказов и притч. Вот одна из них. Вернее, про его сына, раби Давида-Моше, будущего цадика из Черткова, большого мудреца, который в детстве любил сидеть в приемной своего отца и разговаривать с евреями, пришедшими к ребе за советом, брахой или с вопросом по поводу Закона.

Однажды мальчик, тогда ему было пять лет, не больше, спросил у одного еврея: "Что ты хочешь попросить у моего отца?"

Тот вздохнул и ответил: "Жизнь такая тяжелая, что меня может спасти только его благословение".

Затем он вошел в комнату цадика, а через несколько минут вышел с просветленным лицом и бодро направился к выходу.

Его окликнул мальчик: "Ну и что сказал тебе мой отец?"

Хасид счастливо ответил: "Он сказал, что Всевышний мне поможет!"

Ребенок посмотрел на него внимательно и тихо произнес: "Хорошо, Он тебе поможет. Но пока Его помощь не пришла, что ты будешь делать?"

Хасид удивился и стал размышлять. После чего честно признал: "Я не знаю".

"Я бы на твоем месте, – посоветовал мальчик, – снова пошел бы к отцу и спросил: пока нет помощи с небес, что мне поможет?"

"Разве можно зайти снова?" – спросил взволновано хасид.

"Двери отца открыты для всех евреев, даже если они заходят к нему по нескольку раз на день".

И хасид снова вошел в комнату к праведнику.

Когда через пару минут он вышел – то сам подошел к сыну праведника и сказал ему: "Твой отец сообщил мне, что так написано в сцене с лестницей Яакова (Берешит 28:15): Всевышний сказал нашему праотцу Яакову: "Не оставлю тебя, пока не сделаю того, что обещал тебе". Значит, и меня не оставит, пока не спасет".

И с этими словами вышел. По лицу было видно, что он полон веры в то, что Всевышний от него не отвернулся.

Теперь снова возвращаемся к нашему вопросу: как совместить слова "Всевышний нас оставил" с нашей надеждой на Его помощь?

Очень просто: тем, кто в Него верит, Всевышний помогает дождаться без потерь и того момента, когда от Него придет помощь.

Т.е. "оставил нас" означает "потерь не будет". Или другими словами – помощь от Него придет непременно, независимо от нашего поведения, ибо обещания Творца выполняются всегда!

Но и нам надо стараться.

Теги: Хидуш, Мусар