Клоуны и капуста2 августа 2013 года, 18:01 Все чаще встречаюсь с критикой Торы "справа". "Левая" критика понятна и привычна: дескать, Тора придумана людьми (ндБ), она тенденциозна, устарела, неправильна и неверна с точки зрения этики, науки и, вообще, сегодняшнего дня. – Это очень скучная и банальная критика. От нее мы уже веками не слышим ничего нового. Но критика "справа"! В прошлые времена у нее не было шансов возникнуть – только сегодня! Читать дальше |
Где Всевышний? + Подведение итогов обсуждения28 июля 2013 года, 05:19 Очень мне нравятся слова, вывешенные на Толдот в виде эпиграфа. Эпиграф постоянно обновляется, но мне чаще всего попадается именно этот: «Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают» (Раби из Коцка) По-моему, я его сам предложил когда-то редакции Толдот. Мы обменялись своими коллекциями. Так вот – на тему этого эпиграфа. Представим себе такую ситуацию. Человек молится, надеясь получить с неба то, что ему нужно на данный момент. Очень нужно. Но с неба ему этого не дают. День не дают, два не дают, год не дают. Никакого ответа. Он молится еще сильнее. Тот же результат. И тут приходят двое и дают советы. Читать дальше |
Достойны ли евреи возвращения в Эрец Исраэль?26 июля 2013 года, 17:52 Перед нами два мнения. (1) Хафец-Хаим считает (שמירת הלשון ח''ב פי''ט), что если еврей – даже если он не исполняет все заповеди и при этом все же полагается на Всевышнего, то (Теилим 32:10): "Уповающий на Всевышнего окружен милостью". Это означает, что обещание Всевышнего дать евреям Страну касается также и евреев-грешников. Главное, чтобы они не выступали против Торы; как сказано (Бемидбар 14:9): "Только против Всевышнего не восставайте". Читать дальше |
Мощные мы21 июля 2013 года, 01:04 Давно замечено многими, но, по-моему, мало где об этом пишется: почти у всех, возвращающихся к Торе, есть одна особенность. Вернее, особенностей много – каждый еврей отмечен целым букетом особых свойств и замечательных качеств. Талантливый у нас народ. Я о русскоязычном еврействе. Но есть в нас нечто общее, некий инвариант. Не просто во многих, а практически во всех – ибо без этой черты не было бы нашего возврата к Торе. Читать дальше |
Душа общества. Плюс фантастический перевод отрывка из Талмуда19 июля 2013 года, 17:44 Почему, не знаю, но многие полагают, будто способность нравиться окружающим выгодна исключительно обладателю самой этой способности. По теории общения, разработанной Карнеги, так оно и есть. Но с точки зрения Торы, это полезно не только самому человеку, но и всему обществу, всей общине. Читать дальше |
"Ты", "вы" или "он"?12 июля 2013 года, 18:16 Иногда спрашивают: как надо обращаться к раввинам, уважаемым евреям и учителям – на "ты" или на "вы"? Все знают, что в иврите нет уважительного "вы" в прямом обращении к человеку. Говорят "ты" и взрослым, и малым. А в мире Торы? Понятно, что, поскольку в мире Торы говорят на святом языке, а это в своей основе тот же иврит, то надо говорить раввинам "ты". Так и есть на практике – если практикантом выступает человек, от мира Торы далекий. Читать дальше |
Кинот и Слихот8 июля 2013 года, 06:34 Перевожу слихот. Срочно, потому что времени осталось в обрез. И, поскольку заодно делаю фонетику оригинала, стал искать сборники слихот, в которых показаны ударения и прочие трудные места еврейского произношения. Так вот, неожиданно выяснилось, что в большинстве проверенных магазинов Иерусалима никаких слихот до Девятого ава купить нельзя. Как сказал один продавец, а потом за ним синхронно повторили продавцы других магазинов: сначала кинот – а потом слихот. Это такое жизненное правило: пока не выплачешь горе – не исправишься. А слихот меня по-настоящему захватили. Сколько же в них трагедий, бед и несчастий сконцентрировано. Начинаешь смотреть на наше прошлое совсем другими глазами. И счет прочим народам выставляешь нешуточный. Читать дальше |
Мировая работа5 июля 2013 года, 17:17 Не помню, размещал ли я в блоге этот рассказ. Давайте, сделаем вид, что не размещал. Пирке-Авот, гл. 1: Шмая говорит: "(1) Люби труд, (2) ненавидь высокие посты и (3) не становись известным властям". שְׁמַעְיָה אוֹמֵר: אֱהוֹב אֶת הַמְּלָאכָה וּשְׂנָא אֶת הָרַבָּנוּת, וְאַל תִּתְוַדַּע לָרָשׁוּת. В полном согласии с этими тремя пунктами могу про себя сказать, (1) что самая моя мировая работа была в кинотеатре "Мир"; (2) что я там работал ночным сторожем; (3) что власть – в лице КГБ – свирепо порушила мою сторожевую карьеру, выслав меня из Москвы перед самым началом Московской Олимпиады 80 года. А других связей с властями у меня не было, сБ. Вы в 1980 году уже существовали на свете? Если да, то, наверное, помните, какие теплые дожди шли в том июне по Цветному бульвару. А уже в первые числа июля дожди прекратились – и меня вызвали к директору. Читать дальше |
"Браньский волк тебе товарищ"30 июня 2013 года, 00:30 Печальная история мелкого позора моей биографии. Вот уже три года прошло – а все еще вспоминается. Привожу запись из своего личного дневника того периода. ** Давно замечено, легко писать в пост: организм не отвлекается на еду, а мозги – на организм. Читать дальше |
Яхин и Боаз28 июня 2013 года, 17:10 Дверь бывает на вход, а бывает на выход. По тому и оценивается тот или иной аплоад[1] в иудаизме – входят через него евреи в Тору или (ндБ) наоборот, выходят наружу и исчезают. На эту тему живет во мне память об одном семинаре московского Джойнта. Дело было зимой в каком-то загородном пансионате. На каникулы туда понаехало много разных организаций, в том числе баптисты с очень громким песнопением, а также разные еврейские и околоеврейские группы (причем наша команда – извините, так уж вышло, одна из околоеврейских). Читать дальше |