Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Моим ученым друзьям

23 сентября 2014, 18:40

Отложить Отложено

Мы, евреи, все люди ученые. Образованные, так сказать. Все до одного.

 

Так неужели позволительно столь незаурядным умам как наши прикидываться простаками и наколдовывать удачу, поедая морковку с фаршированной рыбой?

 

А раз вопрос выставлен так же яростно, как просроченный счет за воду (о которой мы никак не допишем по причине творческого переучета), то следует процитировать в осторожно вольном переводе пару-тройку отрывков из Хидушей Агадот на Орайот, Беер Агола и может быть, других произведений Маараля.

 

Каламбур – не преступление, и, начав с образованности, перейдем к образам.

 

Знаки, знамения по объяснению Рамбана на Лех леха 12:6 служат креплением обещанных благ к этому миру. Добавлю, что не к уже историческому миру, а к его наступающей форме.

 

А от имени Маараля в Хидушей Агадот (Орайот гл. 4, 60:1) надо добавить, что наикрепчайшее соединение с идеей в этом мире происходит тогда, когда она становится частью нашего материального тела. И вернейший способ – с помощью тщательного пережевывания пищи. Разумеется, лучше это делать, когда они обе кашерны – и идея, и еда.

 

Таким образом, яблоко в меду, конечно, не способно само по себе привязать к человеку удачу и благословение, но зато уж если было добро заложено в программу следующего года, то поев кусочек тыквы в Рош Ашана, наш предусмотрительный еврей гарантировал себе реализацию положительных для него планов Небес. Если, понятное дело, таковые имели место быть на Небесах…

 

Что же, по мнению Абайе (трактат Орайот 12:1), нам надо есть для достижения полнейшего счастья в этот знаменательный вечер?

 

Тыкву, фасоль, лук-порей, свеклу да финик. Можно есть и их родственников, лишь бы свойства похожими оставались.

 

Тыкву (קרא) для чего? Чтобы вырасти, духовных достичь высот. Ну а кому возраст позволяет, то и физических.

 

Фасоль (רוביא) для чего? Чтобы плодов прибавилось и умножилось, например, детей. А может, и добрых поступков, или имущества какого полезного… В общем, чтоб по окончании наступающего года с чистым и спокойным сердцем наблюдать результаты своих трудов.

 

Лук-порей (כרתי) для чего? Чтобы наши ненавистники были выбриты с поверхности Земли острой косой. И чтоб после них все осталось чистым и гладким.

 

Свеклу (סלק) для чего? Чтобы убрал Всевышний подальше от нас  наши грехи. Да так, чтоб у нас не осталось даже соблазна посмотреть на их детские фотографии.

 

Финик (תמר) для чего? Чтобы праведники расцвели прямо у нас на глазах, как об этом поэтично писал Царь Давид.

 

Но толкуя в таком ключе высказывание мудрецов, Маараль указывает на еще один подход. Он будет напоминать первый, но захватит покрепче.

 

Сейчас секунду посмакуем, и начнем…

 

Полезнейший совет мы находим в Ваикра Раба 29:7. Нам рекомендуется упоминать в молитвах Рош Ашана заслуги наших праотцев Авраама, Ицхака и Якова. Укрывшись за их широкими спинами, мы сможем избежать строгого суда. Так подсказывает нам мидраш от имени Б-га.

 

Но разве грамотно помолившись в синагоге и подсев к праздничному столу, еврей отпускает мозги погулять?! Как можно в такой день забыть о Суде?! Ведь ясно, что рассматривая зачастую принятие пищи как повод для произнесения благословений, наше с вами иудейство как бы предполагает самым естественным поведением для нас, что впервые расположившись у тарелки, мы вспомним о заслугах Авраама.

 

И чтобы благословение Творца дышало в человеке, чтобы пища весь наступивший год шла впрок, необходимо поступить именно так. А сделать это поизысканней поможет тыква – плод исключительных размеров и сытности. Авраам, по выражению мидраша, был великаном среди гигантов. В нем проявилось благословение качеств человека. Ну, значит, намек напрашивался.

 

Ицхак был первым из бесконечно многих потомков Авраама. С него началось геометрическое умножение во сто крат. В нем – благословение числа плодов. Так, вслед за качеством, мы просим о количестве. И чтобы вспомнить о его заслугах понагляднее, мы будем есть бобовые – их очень много!

 

Лук – штука острая, как сабля янычара. Рубить с плеча вреднющую поросль зависти и прочей мерзости необходимо при помощи заслуг Якова, который смог стать Исраэлем, победителем ангелов и людей. Ему это удалось благодаря особому, высшему благословению, которого он удостоился и к которому мы надеемся подсоединиться.

 

Понятно, что как спелый финик остался сладким фиником, так и цадик остался цадиком и продолжает просить, чтоб добрый Б-г дал ему силы и удачу держаться праведного пути.

 

А вот прогнать свои грехи подальше необходимо для баалей тшува. В определенном смысле, их достоинства даже обходят значимость праведников.

 

И так мы просим за первым ужином нового года, чтоб наша жизнь в этом материальном до гастрономичности мире была связана с заслугами наших великих праотцев и достойнейших современников. И эта связь обязательно послужит оправданием нам и защитой на требовательном суде 5775 года и всех обещанных нам последующих лет!

 

Ктива ве хатима това!

 

 

 

 

   

 

Теги не заданы