Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Непохож тот, кто изучал раздел Торы 100 раз, на того, кто изучил его 101 раз.»Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига»
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Моим ученым друзьям

Отложить Отложено

Мы, евреи, все люди ученые. Образованные, так сказать. Все до одного.

 

Так неужели позволительно столь незаурядным умам как наши прикидываться простаками и наколдовывать удачу, поедая морковку с фаршированной рыбой?

 

А раз вопрос выставлен так же яростно, как просроченный счет за воду (о которой мы никак не допишем по причине творческого переучета), то следует процитировать в осторожно вольном переводе пару-тройку отрывков из Хидушей Агадот на Орайот, Беер Агола и может быть, других произведений Маараля.

 

Каламбур – не преступление, и, начав с образованности, перейдем к образам.

 

Знаки, знамения по объяснению Рамбана на Лех леха 12:6 служат креплением обещанных благ к этому миру. Добавлю, что не к уже историческому миру, а к его наступающей форме.

 

А от имени Маараля в Хидушей Агадот (Орайот гл. 4, 60:1) надо добавить, что наикрепчайшее соединение с идеей в этом мире происходит тогда, когда она становится частью нашего материального тела. И вернейший способ – с помощью тщательного пережевывания пищи. Разумеется, лучше это делать, когда они обе кашерны – и идея, и еда.

 

Таким образом, яблоко в меду, конечно, не способно само по себе привязать к человеку удачу и благословение, но зато уж если было добро заложено в программу следующего года, то поев кусочек тыквы в Рош Ашана, наш предусмотрительный еврей гарантировал себе реализацию положительных для него планов Небес. Если, понятное дело, таковые имели место быть на Небесах…

 

Что же, по мнению Абайе (трактат Орайот 12:1), нам надо есть для достижения полнейшего счастья в этот знаменательный вечер?

 

Тыкву, фасоль, лук-порей, свеклу да финик. Можно есть и их родственников, лишь бы свойства похожими оставались.

 

Тыкву (קרא) для чего? Чтобы вырасти, духовных достичь высот. Ну а кому возраст позволяет, то и физических.

 

Фасоль (רוביא) для чего? Чтобы плодов прибавилось и умножилось, например, детей. А может, и добрых поступков, или имущества какого полезного… В общем, чтоб по окончании наступающего года с чистым и спокойным сердцем наблюдать результаты своих трудов.

 

Лук-порей (כרתי) для чего? Чтобы наши ненавистники были выбриты с поверхности Земли острой косой. И чтоб после них все осталось чистым и гладким.

 

Свеклу (סלק) для чего? Чтобы убрал Всевышний подальше от нас  наши грехи. Да так, чтоб у нас не осталось даже соблазна посмотреть на их детские фотографии.

 

Финик (תמר) для чего? Чтобы праведники расцвели прямо у нас на глазах, как об этом поэтично писал Царь Давид.

 

Но толкуя в таком ключе высказывание мудрецов, Маараль указывает на еще один подход. Он будет напоминать первый, но захватит покрепче.

 

Сейчас секунду посмакуем, и начнем…

 

Полезнейший совет мы находим в Ваикра Раба 29:7. Нам рекомендуется упоминать в молитвах Рош Ашана заслуги наших праотцев Авраама, Ицхака и Якова. Укрывшись за их широкими спинами, мы сможем избежать строгого суда. Так подсказывает нам мидраш от имени Б-га.

 

Но разве грамотно помолившись в синагоге и подсев к праздничному столу, еврей отпускает мозги погулять?! Как можно в такой день забыть о Суде?! Ведь ясно, что рассматривая зачастую принятие пищи как повод для произнесения благословений, наше с вами иудейство как бы предполагает самым естественным поведением для нас, что впервые расположившись у тарелки, мы вспомним о заслугах Авраама.

 

И чтобы благословение Творца дышало в человеке, чтобы пища весь наступивший год шла впрок, необходимо поступить именно так. А сделать это поизысканней поможет тыква – плод исключительных размеров и сытности. Авраам, по выражению мидраша, был великаном среди гигантов. В нем проявилось благословение качеств человека. Ну, значит, намек напрашивался.

 

Ицхак был первым из бесконечно многих потомков Авраама. С него началось геометрическое умножение во сто крат. В нем – благословение числа плодов. Так, вслед за качеством, мы просим о количестве. И чтобы вспомнить о его заслугах понагляднее, мы будем есть бобовые – их очень много!

 

Лук – штука острая, как сабля янычара. Рубить с плеча вреднющую поросль зависти и прочей мерзости необходимо при помощи заслуг Якова, который смог стать Исраэлем, победителем ангелов и людей. Ему это удалось благодаря особому, высшему благословению, которого он удостоился и к которому мы надеемся подсоединиться.

 

Понятно, что как спелый финик остался сладким фиником, так и цадик остался цадиком и продолжает просить, чтоб добрый Б-г дал ему силы и удачу держаться праведного пути.

 

А вот прогнать свои грехи подальше необходимо для баалей тшува. В определенном смысле, их достоинства даже обходят значимость праведников.

 

И так мы просим за первым ужином нового года, чтоб наша жизнь в этом материальном до гастрономичности мире была связана с заслугами наших великих праотцев и достойнейших современников. И эта связь обязательно послужит оправданием нам и защитой на требовательном суде 5775 года и всех обещанных нам последующих лет!

 

Ктива ве хатима това!

 

 

 

 

   

 

Теги не заданы