Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Глава Мишпатим

Рав Бенцион Зильбер

Правда и вера

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?

Отвечает Рав Эльяким Залкинд

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Что иудаизм говорит о существовании внеземных цивилизаций?

Отвечает Рав Меир Мучник

Мойше Штейнберг

Домик в пустыне

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Моим ученым друзьям

23 сентября 2014, 18:40

Отложить Отложено

Мы, евреи, все люди ученые. Образованные, так сказать. Все до одного.

 

Так неужели позволительно столь незаурядным умам как наши прикидываться простаками и наколдовывать удачу, поедая морковку с фаршированной рыбой?

 

А раз вопрос выставлен так же яростно, как просроченный счет за воду (о которой мы никак не допишем по причине творческого переучета), то следует процитировать в осторожно вольном переводе пару-тройку отрывков из Хидушей Агадот на Орайот, Беер Агола и может быть, других произведений Маараля.

 

Каламбур – не преступление, и, начав с образованности, перейдем к образам.

 

Знаки, знамения по объяснению Рамбана на Лех леха 12:6 служат креплением обещанных благ к этому миру. Добавлю, что не к уже историческому миру, а к его наступающей форме.

 

А от имени Маараля в Хидушей Агадот (Орайот гл. 4, 60:1) надо добавить, что наикрепчайшее соединение с идеей в этом мире происходит тогда, когда она становится частью нашего материального тела. И вернейший способ – с помощью тщательного пережевывания пищи. Разумеется, лучше это делать, когда они обе кашерны – и идея, и еда.

 

Таким образом, яблоко в меду, конечно, не способно само по себе привязать к человеку удачу и благословение, но зато уж если было добро заложено в программу следующего года, то поев кусочек тыквы в Рош Ашана, наш предусмотрительный еврей гарантировал себе реализацию положительных для него планов Небес. Если, понятное дело, таковые имели место быть на Небесах…

 

Что же, по мнению Абайе (трактат Орайот 12:1), нам надо есть для достижения полнейшего счастья в этот знаменательный вечер?

 

Тыкву, фасоль, лук-порей, свеклу да финик. Можно есть и их родственников, лишь бы свойства похожими оставались.

 

Тыкву (קרא) для чего? Чтобы вырасти, духовных достичь высот. Ну а кому возраст позволяет, то и физических.

 

Фасоль (רוביא) для чего? Чтобы плодов прибавилось и умножилось, например, детей. А может, и добрых поступков, или имущества какого полезного… В общем, чтоб по окончании наступающего года с чистым и спокойным сердцем наблюдать результаты своих трудов.

 

Лук-порей (כרתי) для чего? Чтобы наши ненавистники были выбриты с поверхности Земли острой косой. И чтоб после них все осталось чистым и гладким.

 

Свеклу (סלק) для чего? Чтобы убрал Всевышний подальше от нас  наши грехи. Да так, чтоб у нас не осталось даже соблазна посмотреть на их детские фотографии.

 

Финик (תמר) для чего? Чтобы праведники расцвели прямо у нас на глазах, как об этом поэтично писал Царь Давид.

 

Но толкуя в таком ключе высказывание мудрецов, Маараль указывает на еще один подход. Он будет напоминать первый, но захватит покрепче.

 

Сейчас секунду посмакуем, и начнем…

 

Полезнейший совет мы находим в Ваикра Раба 29:7. Нам рекомендуется упоминать в молитвах Рош Ашана заслуги наших праотцев Авраама, Ицхака и Якова. Укрывшись за их широкими спинами, мы сможем избежать строгого суда. Так подсказывает нам мидраш от имени Б-га.

 

Но разве грамотно помолившись в синагоге и подсев к праздничному столу, еврей отпускает мозги погулять?! Как можно в такой день забыть о Суде?! Ведь ясно, что рассматривая зачастую принятие пищи как повод для произнесения благословений, наше с вами иудейство как бы предполагает самым естественным поведением для нас, что впервые расположившись у тарелки, мы вспомним о заслугах Авраама.

 

И чтобы благословение Творца дышало в человеке, чтобы пища весь наступивший год шла впрок, необходимо поступить именно так. А сделать это поизысканней поможет тыква – плод исключительных размеров и сытности. Авраам, по выражению мидраша, был великаном среди гигантов. В нем проявилось благословение качеств человека. Ну, значит, намек напрашивался.

 

Ицхак был первым из бесконечно многих потомков Авраама. С него началось геометрическое умножение во сто крат. В нем – благословение числа плодов. Так, вслед за качеством, мы просим о количестве. И чтобы вспомнить о его заслугах понагляднее, мы будем есть бобовые – их очень много!

 

Лук – штука острая, как сабля янычара. Рубить с плеча вреднющую поросль зависти и прочей мерзости необходимо при помощи заслуг Якова, который смог стать Исраэлем, победителем ангелов и людей. Ему это удалось благодаря особому, высшему благословению, которого он удостоился и к которому мы надеемся подсоединиться.

 

Понятно, что как спелый финик остался сладким фиником, так и цадик остался цадиком и продолжает просить, чтоб добрый Б-г дал ему силы и удачу держаться праведного пути.

 

А вот прогнать свои грехи подальше необходимо для баалей тшува. В определенном смысле, их достоинства даже обходят значимость праведников.

 

И так мы просим за первым ужином нового года, чтоб наша жизнь в этом материальном до гастрономичности мире была связана с заслугами наших великих праотцев и достойнейших современников. И эта связь обязательно послужит оправданием нам и защитой на требовательном суде 5775 года и всех обещанных нам последующих лет!

 

Ктива ве хатима това!

 

 

 

 

   

 

Теги не заданы

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Оставить комментарий

9 комментариев

Yehuda69, 24-09-2014 04:19:34

Оригинально и неожиданно. И опять все уходит в 10 сефирос: финики, яблоко в меду, гранат, морковка, фасоль/бобы, лук-порей, тыква/кабачки, салат, рыба, голова (барана). Предлагаю предложить штикль: расставить все по сефирос и сопоставить с нашими праотцами. Есть подсказка:
Тыква/кабачки - хэсэд - Авраам
Фасоль/бобы - гевура - Йицхак
Лук-порей - тиферес - Яаков

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 24-09-2014 19:20:55

Почему-то סילקא переводят иногда салат, а обычно свекла. Так же רוביא иногда бобы или фасоль, а обычно пажитник греческий (шамбала, fenugreek).
Тогда наверное, гранат и мицвос напоминает о Моше который дал нам столько заслуг, а рыба о Йосефе детям которого дали браху рыб. Тогда свекла напоминает о Аароне который не имел врагов и со всеми был в мире. И наконец финики должны намекать на Давида, как конец всех споров.
Тогда яблоко в меду, морковь, и голова это в дополнение.

ответить         Ссылка на комментарий
mshteinberg, 28-09-2014 12:37:05

все славно, лишь бы жизнь получилась

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 28-09-2014 22:15:50

Гмар хасима това!

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 16-10-2015 03:52:01

Говоря про тыкву, что указ наказания стал разорван и наши заслуги были бы провозглашены перед Ашемом - потому что Авраам старался не медлить с мицвос и вставал рано утром.

Говоря про бобы/пажитник чтоб увеличились заслуги - мы вспоминаем Йицхака который отрывал колодцы (Тору) Авраама чтоб они были постоянно с нами.

Говоря про лук порей мы вспоминаем Яакова который воплощал правду и потому отрезались все кто его ненавидел.

Гранат и мицвос напоминает о Моше который защищал нас перед обвинителями и дал нам столько заслуг,

а рыба о Йосефе детям которого дали браху рыб потому что Йосеф пожертвовал всем ради того чтоб не прелюбодействовать.

Тогда свекла напоминает о Аароне который не имел врагов и со всеми был в мире т.к. воевал за мир.

И наконец финики должны намекать на Давида, как конец всех споров, поскольку кем бы он ни был - пастухом или царем, он всегда мечтал быть гостем в доме у Ашeма.

Тогда яблоко в меду, морковь, и голова это в дополнение подумать.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 28-09-2014 11:46:02

Спасибо! Шана това у-метука, гмар хатима това! NETCAT_SMILE_BORODA
ЗЫ "Силкой" в Гмаре называется шпинат (на сивременном иврите "тэред"). Но и свекла, и мангольд - тоже хорошо! NETCAT_SMILE_BORODA

ответить         Ссылка на комментарий
mshteinberg, 28-09-2014 11:58:33

свекла мне больше нравится, хотя буряк ближе. с к л - а "в" можно не считать - получается те же буквы, что и селек. а в отношении ботаники - тоже хорошо!

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 28-09-2014 12:30:36

Не только ботаника, но и гастрономия... да
Я тут подумал, что в "селёдке под шубой" есть новогодние ингредиенты: рыба, морковь, свекла, лук-порей... NETCAT_SMILE_BORODA

ответить         Ссылка на комментарий
mshteinberg, 28-09-2014 12:38:17

запросто. еврейские бабушки готовили с кашерными намерениями

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий