Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Щедрый человек должен весьма остерегаться разбрасывать деньги впустую, гоняясь за страстями, приводящими ко злу. Но пусть будет уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Все лучшее — Всевышнему» (Ваикра 3; 16).»Орхот цадиким. Щедрость

Лашон ара о человеке который не подчинился решению еврейского суда

Отложить Отложено

 

В прошлый раз мы привели решение Хафец Хаима (см. Законы лашон ара, гл. 4, пар. 8) о том, что если бейт-дин (еврейский религиозный суд) приказывает человеку что-то сделать из области бейн адам ле-маком или из области бейн адам ле-хаверо, а он полностью отказывается выполнять (приказ суда), и нет у него ответа, почему он не выполняет, то можно говорить плохо о нем (то есть сообщать об этом проступке) и даже записывать это в исторические хроники, чтобы память об этом осталась навсегда.

Почему здесь нет необходимости в злостном, повторном, нарушении, которое необходимо для того, чтобы разрешить говорить лашон ара о поалей авен (грешниках), – объясняет сам Хафец Хаим (там же, Беер Маим Хаим 33).  Говорить лашон ара о человеке, который нарушил закон Торы из области бейн адам ле-маком (между человеком и Б-гом), обычно запрещается по двум причинам.

 

Во-первых, возможно, этот человек не знал, что то, что он делает, – строго запрещено.  В этом случае нельзя о нем говорить лашон ара ради пользы осуждения грешников (тоэлет леганот поалей авен), поскольку грешником он не является.

Во-вторых, даже если очевидно, что человек знал, что поступает неправильно, и осознанно нарушил алаху, тем не менее, возможно, он сделал это из-за того что не смог в этот раз справиться со своим йецер ара, а сейчас уже раскаялся в своем проступке и решил больше его никогда не повторять.  В таком случае также нельзя говорить о нем лашон ара (см. Хафец Хаим, законы лашон ара, гл. 4, пар. 4).

 

В нашем случае эти два соображения не актуальны.  Если бейт-дин однозначно объясняет человеку, что он должен что-то сделать, то нет места предположению, что бездействие и неподчинение бейт-дину было неосознанным.  Также нельзя предположить, что это только одноразовое нарушение и человек уже раскаялся, поскольку тут раскаяние состоит в выполнении приказа бейт-дина, и пока приказ не выполнен, раскаяния не наблюдается.  

Следовательно, об этом человек можно говорить, что он не подчиняется бейт-дину и поступает неправильно.

Естественно, что и в этом случае лашон ара про такого человека разрешается (как обычно) только с соблюдением следующих условий:

1.  Доподлинно известно, что этот человек до сих пор отказался исполнять приказ бейт-дина
2.  Нет никаких смягчающих обстоятельств (смотри ниже)
3.  Нельзя преувеличивать и раздувать проступок.
4.  Лашон ара нужно произносить из чистых побуждений, а именно, осуждать неправильное поведение, чтобы другие люди себя так не вели, и возможно сам человек тоже изменит свое поведение из-за общественного давления.
5.  Нельзя человека осуждать за глаза, а ему самому ничего не говорить или, еще хуже, оправдывать его поведение.  Но если объект лашон ара может навредит говорящему или существует опасность большого конфликта (махлокет), то можно говорить лашон ара тайно.
6.  Если есть возможность упрекнуть человека, который ведет себя неправильно, то это необходимо сделать

 

Чтобы лучше прояснить это, дадим пример из жизни города Н-ска.

Давным-давно Гольдштейн, тогда еще почти несоблюдающий, но уже посещающий синагогу, разводился с первой женой.  Жена подала на развод, а Гольдштейн не очень хотел, по разным уважительным и не очень причинам.  Но бейт-дин, выслушав аргументы сторон, строго приказал Гольдштейну дать жене гет в течение месяца.  В этом случае, если Гольдштейн не подчиняется приказу бейт-дина, то спустя месяц его можно ругать и говорить про него лашон ара, и пока он не даст гет, нет необходимости предполагать, что он решил измениться к лучшему. 

 

Тут все более понятно.  Но как понять следующие слова Хафец Хаима?

Однако если у него есть ответ и объяснение (почему он не хочет выполнять приказ бейт-дина), то тогда, если мы понимаем, что это просто отговорка, то мы не обязаны верить этому (отговорке) и разрешается говорить лашон ара про него и записывать навсегда. Но если есть сомнение (в том, что, может быть, у него есть уважительная причина, по которой он не выполняет приказ бейт-дина), то тогда говорить лашон ара нельзя.

Откуда Хафец Хаим выучил, что существует уважительная причина отказываться выполнять приказ бейт-дина, которая выводит человека из разряда грешников и запрещает говорить о нем лашон ара?

 

Ответ – в следующей статье.

 

Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, алаха, бейт дин, еврейский суд