Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ПОЛИТИКА, ЛАШОН АРА И МАХЛОКЕТ--ВЛАСТЬ В (ДРЕВНЕМ) ГОСУДАРСТВЕ ИЗРАИЛЬ

20 июня 2018, 23:38

Отложить Отложено

 

До сих пор мы говорили о монархии дома Давида. Источник власти и легитимности этой монархии очевиден Б-г, Помазавший Давида на царство через пророка Шмуэля и Даровавший его потомкам власть над еврейским народом. Возможна ли легитимная монархия вне дома Давида, как избирается царь, и в чем отличие такой династии от династии Давида? Ниже дадим ответ на эти вопросы.

То, что монархия возможна и вне дома Давида, очевидно из Танаха. Пророк Ахия санкционирует разделение еврейского государства на два царства и назначает Йаровама бен-Невата новым царем. Интересно, что помазание не дает Йароваму власти. Йаровам здесь следует прецеденту, который создал царь Давид. Последний был помазан на царство при жизни царя Шауля, и, пока тот был жив, не претендовал на царство. Так и Йаровам не претендовал на власть, пока она сама к нему не пришла.

Ахия разговаривает с ним наедине. В то время Йаровам был успешным администратором и великим мудрецом, которого царь Шломо назначил главным сборщиком налогов у колен Эфраима и Менаше. После этого Йаровам становится, как мы бы сейчас сказали, оппозиционером и публично упрекает Шломо за нарушения в государственных делах. Это расценивается как бунт, при монархии царя публично критиковать нельзя, и Йаровам бежит в Египет.

После кончины Шломо народ требует снижения налогов и призывает Йаровама вернуться, чтобы возглавить оппозицию. Когда сын Шломо, Рехавам, отказывается снижать налоги, народ восстает и свергает его. Рехавам хочет вернуть трон, и бунтующие евреи понимают, что им необходимо объединиться и создать государство, которое сможет противостоять прежней монархии. Царем они избирают Йаровама. Радак пишет, что к тому времени пророчество Ахии стало широко известно. С одной стороны, это подрывает авторитет династии Давида как единственной легитимной и Б-гоизбранной, с другой дает право на царствование Йароваму.

Йароваму обещано, что, если он и его потомки будут соблюдать Тору, они будут править Израилем кроме колена Йеуды до прихода Машиаха. Однако Йаровам снедаем амбициями и честолюбием и боится, что его царство будет считаться второстепенным, поскольку Храм находится вне его и только царь из дома Давида имеет право сидеть там, а Йаровам, поднимаясь в Храм на Песах, Шавуот и Суккот, будет вынужден стоять.

Поэтому Йаровам проводит реформу иудаизма, которая преподносится как либерализация Торы. Поскольку тогда основным способом служения Б-гу и выражением религиозных чувств являлись корбанот (жертвоприношения), Йаровам расширяет «свободу жертвоприношений» вместо Храма можно будет приходить в два новых храма, расположенных на юге и севере его царства, так удобнее. Служить в храме могут теперь не только коэны и левиты, но и простые евреи. Когда приносить жертвы и есть мясо жертвенного животного? Всякие ограничения в этой области отменяются! И, наконец, вместо абстракций можно поклоняться вполне осязаемым тельцам. Чтобы довершить реформу, Йаровам запрещает своим подданным приходить в Храм на Песах, Шавуот и Суккот и устанавливает для них новые праздники с паломничеством к тельцам.

Как сказал мудрый царь Шломо нет ничего нового под солнцем. Йаровам создал государство Израиль с облегченным иудаизмом и новыми праздниками примерно то, что было бы в современном Израиле, если бы его основатели исповедовали не сионизм-социализм, а сионизм и "либеральный иудаизм", проще говоря, если бы его основали не светские евреи из Восточной Европы, а светские евреи из Западной Европы и Америки.

 

За то, что Йаровам отвернулся от Б-га и отвратил от него большую часть еврейского народа, его династия будет уничтожена. Баша бен-Ахия из колена Иссахара убивает царя Надава, сына Йаровама, и всех потомков Йаровама и сам становится царем.

Поведение Баши создает прецедент, последствия которого Израильскому царству никогда не удастся преодолеть. Интересно, что, в отличие от Иудейского царства, в Израиле царей не убивали для того, чтобы трон достался их сыновьям. Но зато единственным способом сменить династию и, соответственно, царя в Израильском царстве станет военный переворот.

Сын Йаровама Надав и израильское войско осаждает «палестинский» (то есть филистимлянский) город Гивтон (см. Млахим I 15:25-30). Во время осады Баша организует заговорщиков, которые убивают царя Надава и провозглашают Башу царем. Очевидно, Надав не пользовался поддержкой армии и не был популярен в народе, поскольку никто не мешал Баше захватить власть и после никаких протестов не было. Комментарий «Даат Софрим» объясняет это тем, что в народе было известно о пророчестве Ахии: пророк возвестил Йароваму, что его дом (династия) будет уничтожен за то, что он отошел от Б-га. Нужно отметить, что Баша не был помазан на царство пророком. Легитимность его власти была основана на том, что народ согласился с захватом власти и принял его как царя.

Баша оказывается не лучше Йаровама, и пророк Йеу бен-Ханани предсказывает ему ту же участь, которая постигла Йаровама (там же, 16). И вот после смерти Баши правит его сын Эла. Израильская армия вновь отправляется осаждать Гивтон, но Эла остается пьянствовать в городе Тирце, тогдашней столице Израиля. Зимри, один из двух начальников, ведавших колесницами, убивает Элу и весь дом Баши и провозглашает себя царем. Зимри, очевидно, хочет повторить опыт Баши. Но в отличие от Баши Зимри не обеспечил себе поддержку армии. Когда до израильской армии, осаждающей Гивтон, доходит известие о том, что царь Эла убит, а Зимри провозгласил себя царем, войско не принимает смену власти. Армия назначает главнокомандующего, Омри, царем и отправляется в Тирцу, как мы бы сейчас сказали, восстановить конституционный порядок.

Зимри, увидев, что у него нет шансов противостоять армии, покончил с собой. Но, как часто бывает, с исчезновением общего врага мятежника и узурпатора Зимри среди бывших единомышленников начинаются раздоры. Часть народа не готова принять Омри как царя и выбирает Тивни бен-Гината. Тут Омри предпринимает хитрый ход он выдает свою дочь замуж за сына царя Иудеи. Иудея и Израиль были вечными врагами: с одной стороны, Иудея не признавала легитимности сепаратистов, основавших Израильское царство, и испытывала чувство морального превосходства по отношению к израильским реформистам. С другой стороны, численное превосходство Израиля всегда ставило существование Иудеи под сомнение. А царей Израиля, в свою очередь, мучил призрак собственной нелегитимности в сравнении с домом Давида и вечный страх, что в один прекрасный день их подданные решат вернуться под власть дома Давида. И тем, и другим, естественно, неприятно вести братоубийственные войны.

И вот Омри блестяще решает все свои проблемы, породнившись с домом Давида. Во-первых, этим он показывает, что не собирается завоевывать Иудею, а, наоборот, хочет установить с ней достойные отношения. Во-вторых, породнившись с домом Давида, он исключает опасность того, что, глядя на израильские междоусобицы, израильтяне решат вернутся к стабильному правлению дома Давида. И, наконец, получив признание царя Иудеи, он демонстрирует подданным, что он, а не Тивни бен-Гинат, является настоящим царем.

План Омри срабатывает. Сторонники Тивни, увидев, что Омри признан царем в Иудее, убивают Тивни, и Омри становится общепризнанным царем Израиля. Не могу удержаться от того, чтобы представить, как выглядели лозунги, под которым Омри будет править: «Мир и Единство», «Закон и Порядок», «Строительство и Процветание».

Как и в случае с Башей, Омри не помазан на царство пророком его избирает народ.

Династия Омри правит 42 года. Но за грехи его детей и внуков, которые распространяли культ Баала и преследовали пророков, его династия тоже будет уничтожена. Пророк Элиша посылает своего ученика Йону (того, который потом пойдет в Нинве) помазать на царство генерала Йеу бен-Нимши и приказать ему уничтожить дом Омри. Йеу увлекает за собой армию и устраивает переворот.

Династия Йеу правит больше ста лет, а потом опять начинаются убийства и перевороты. Однако в отличие от предыдущих царей, последние цари Израиля, Шалум, Менахем, Пеках и Ошея, захватывают власть, не пользуясь поддержкой народа, и правят, опираясь исключительно на силовой аппарат и армию.

В следующей статье мы обсудим, насколько легитимна была власть этих царей, а пока подведем итоги.

В Израильском царстве, за исключением двух династий, установленных пророками (династий Йаровама и Йеу), царя избирал народ. И такая форма избрания царя признается легитимной. Это очевидно из Танаха, где цари из династии Баши и Омри (те основатели династий, которых избрал народ) называются царями.

Нельзя сказать, что наши мудрецы считали такое правления нелегитимным, а цари из этих династий назывались царями по факту, то есть де факто, а не де юре, поскольку в традиции эти цари тоже считаются полноправными царями. И даже праведники-пророки, противостоящие царям-идолопоклонникам, признавали легитимность их власти. Пример этого: пророк Элияу после противостояния с лжепророками Баала провожает царя Ахава и даже бежит перед ним, чтобы «лахлок кавод лэ-малхут», как пишет Раши чтобы воздать почести царскому званию (Млахим I 19:46).

Возможно, все эти факты послужили основой для вывода Радбаза, который, комментируя закон, предписывающий повиноваться царю и исполнять его приказы, пишет (см. его комментарий к Законам о царях 3:8): царь — это тот, кто назначен пророком или избран с согласия всего народа («hискиму алав коль исраэль»). Из комментариев других ришоним (см. объяснение на иврите в следующей статье) очевидно, что согласия народа достаточно для того, чтобы сделать власть царя, даже не из дома Давида, легитимной.

 

Теги: Израиль, Лашон ара, Хафец Хаим, Танах, история, Цари, Политика, махлокет, монархия