Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

ПОЛИТИКА, ЛАШОН АРА И МАХЛОКЕТ--ПРОЦЕДУРА ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ В ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВЕ

Отложить Отложено

 

 

Как избирают царя, и что является источником легитимности его власти? На первый взгляд, ответ простой: царь Давид был избран Б-гом, чтобы основать царскую династию, а остальные цари получают престол по наследству. И действительно, именно так описывает это Рамбам (Законы о царях 1:3, 1:7): изначально царя назначает суд из семидесяти мудрецов (Санхедрин) и пророк. Так был избран Йеошуа, которого назначил Моше и его бейт-дин (суд), как были избраны Шауль и Давид, которых назначил Шмуэль и его бейт-дин. Когда царя помазывают на царство, он и его потомки получают власть навсегда, поскольку царская власть наследуется и порядок наследования царства подобен порядку наследования имущества.

На первый взгляд может показаться, что, согласно Рамбаму, все остальные способы избрания царя незаконны и такой царь не легитимен и не обладает царскими полномочиями. Однако это понимание слов Рамбама неверно.

Если рассмотреть историю монархии в период Первого Храма, описанную в Танахе, мы увидим, что действительность очень сильно отличается от приведенной схемы и Рамбам говорит об идеальном положении вещей, которое, к сожалению, не всегда было достижимо.

Итак, рассмотрим, как передавалась власть в царстве потомков Давида:

В династии Давида, сначала в объединенном еврейском государстве, а потом в Иудее, было 22 правителя и, следовательно, смена власти происходила 21 раз. Статистика следующая:

Царь умирает естественной смертью, и ему наследует старший сын: 10 раз.

Царь умирает естественной смертью, и ему наследует НЕ старший сын, а другой, которого прежний царь назначил преемником: 2 раза.

Царя убивают заговорщики, и ему наследует его сын: 3 раза.

Царь становится недееспособным, и ему наследует его сын: 2 раза.

Царя ставит иностранное государство: 2 раза.

Незаконный захват власти матерью царя: 1 раз.

Восстановление легитимной власти: 1 раз.

 

Как мы видим, «правильно» власть передавалась чуть меньше, чем в половине случаев. Давайте коротко рассмотрим, что происходило в остальных случаях.

Два раза царь называл своего преемника, изменяя обычный порядок. Первый раз Давид назначил Шломо своим преемником, обойдя самого старшего сын Адонияу. Второй раз внук Давида Рехавам из любви к своей главной жене Маахе делает ее старшего сына Авию своим преемником в обход своих старших сыновей от других жен. Помня историю своего деда, Давида, Рехавам назначает остальных своих сыновей наместниками в разные города Иудеи, чтобы они не чувствовали себя обделенными.

Два раза царя назначали иностранные правители. Это происходило на закате Иудейского царства. После смерти царя Йошияу в битве при Мегидо народ не хочет отдавать престол старшему сыну Йошияу, Эльякиму, и ставит царем Йеойохаза, который младше на два года. Как объясняет Радак, старший сын не шел по стопам своего праведного отца.  Однако Фараон Нехо не принимает того, что евреи нарушили порядок наследования. Фараон захватывает Иеойохаза в плен и возводит на престол Эльякима, которому дается новое имя Йеояким.

Через одиннадцать лет после этих событий появляется новая сверхдержава Вавилонская империя Невухаднецара (Навуходоносора). Невухаднецар подчиняет себе Иудею, захватывает Иеоякима в плен, и тот умирает по дороге в Вавилон. Ему наследует его сын Йехания, но через шесть месяцев Невухаднецар смещает его и угоняет в Вавилон, где Йехания проведет 37 лет в темнице. Вместо Йехании Невухаднецар назначает царем его дядю Цидкияу, последнего царя Иудеи.

Два раза новый царь восходил на престол из-за недееспособности предыдущего. Первый случай описан выше: царя Йеоякима угоняют в Вавилон и его сын Йехания получает царство. Второй раз это происходит, когда царь Узия решает совместить функции царя и первосвященника и пытается принести жертву кторет (воскурить смесь благовоний) в Храме. За это он карается цараат и вынужден провести остаток жизни в изоляции. От его имени правит его сын Йотам, который становится полноправным царем после смерти отца.

Наконец, пять раз власть в Иудейском царстве «передается» насильственным путем.

Царь Йеорам, сын праведного царя Йеошафата, женат на дочери израильского царя Ахава, Аталье. Вместе с женой он начинает распространять в Иудее идолопоклонство. Своих братьев, выступавших против новой религиозной политики, Йеорам казнит. В наказание Йеорам умирает в страшных муках, и ему наследует его сын Ахазья. Тем временем правление династии Омри в израильском царстве приходит к концу. Пророк Элиша посылает пророка Йону помазать на царство военачальника израильской армии Йеу бен-Нимши и наставляет его истребить дом Ахава. Йеу устраивает переворот и убивает всех потомков Ахава. Среди них погибает и царь Иудеи Ахазья, внук Ахава, который навещал своего дядю, израильского царя Йорама. У Ахазьи остается сын, годовалый младенец Йоаш. Закон (Рамбам, Законы о царях 1:4) дома Давида гласил: если наследник был несовершеннолетним, он не терял престола. Так в будущем станет царем в восьмилетнем возрасте царь Йошияу. Однако понятно, что годовалый ребенок не может управлять государством и, пока он не вырастет, за него будет править кто-то другой. Естественного кандидата не этот пост не было. Все сыновья Йорама погибли в наказание за то, что он, в свою очередь, казнил своих братьев. Ближайшими родственниками годовалого царя были его четвероюродные братья. Этим воспользовалась Аталья, его бабушка. Она решает уничтожить династию дома Давида, включая собственного внука Йоаша, и править сама. Предположение, что Аталья была движима властолюбием и боялась, что назначат регентов из дома Давида, а ее отодвинут, как мне кажется, можно исключить. Для этого ей не нужно было убивать собственного внука, законного царя.

Поэтому мне кажется, что, скорее всего, действия Атальи можно объяснить тремя путями:

1) Аталья была движима властолюбием и хотела основать свою собственную династию. Кроме того, в Танахе (см. Радак, Диврей аЯмим, 2:24:7) упоминаются дети Атальи от другого мужчины.  Появились они у нее до брака с Йорамом, или во время брака с ним--неизвестно.  Но, вполне возможно, что Аталья хотела посадить этих своих незаконных детей на престол.

2) Но еще более вероятным мне кажется, что Аталья хотела и дальше распространять идолопоклонство, используя царские полномочия, и боялась, что династия дома Давида, чья легитимность была от Б-га, будет ей мешать.

3) Кроме того, возможно, ею двигало чувство мести. Б-г приказал своим пророкам свергнуть династию ее семьи в Израильском царстве, по Его приказу убиты ее мать, сын, братья и все остальные родственники. Поэтому она хочет, «мера за меру», отомстить Б-гу, истребив семью, которую Б-г поставил править еврейским народом.

Аталье это почти удается. Она отравляет всех известных потомков дома Давида. Единственный, которому удается уцелеть, внук Йоаш. Его тетя Йошваат, сестра покойного царя Ахазьи и жена первосвященника Йеояды, спасает его и укрывает в Храме. В Храме Йоаш проводит шесть лет, а Аталья тем временем правит страной и насаждает культ Баала.

Ее правление нелегитимно, и первосвященник Йеояда ждет подходящего момента. Через шесть лет Йеояда собирает левитов, военачальников и глав кланов в Храме и предъявляет им семилетнего Йоаша. Собравшиеся присягают Йоашу и устраивает переворот. Аталью убивают, храм Баала, который она построила, разрушают, а главного жреца Баала казнят. Очевидно, Аталья и ее религиозная программа не пользовались большой поддержкой в народе, но власть царя настолько прочна, что даже непопулярного царя сбросить было очень трудно, и поэтому понадобилось семь лет, чтобы подготовить восстание.

Йоаш становится царем, но во всем руководствуется наставлениями своего учителя Йеояды. Однако Йеояде не удается научить Йоаша самостоятельно служить Б-гу, и, когда Йеояда умирает, вельможи Иудеи, которые, очевидно, были больше всех склонны к идолопоклонству, предлагают Йоашу (см. комментарий Радака к Диврей а-Йамим II 24:17) неограниченную политическую власть в обмен на свободу поклоняться идолам, как все народы. Йоаш соглашается, и Иудея опять скатывается к идолопоклонству. Пророки пытаются остановить народ, но их не слушают. В конце концов, пророк Захарья, сын первосвященника Йеояды, обличает народ в Йом-Кипур в Храме, и за это его убивают по приказу царя. Заодно Йоаш казнит остальных сыновей Йеояды. За эту черную неблагодарность Йоашу и его вельможам приходится «ответить» в течение года. Самого Йоаша в отместку за убийство Захарьи убивают его слуги.

Вместо Йоаша царем становится его сын Амация. Амация повторяет судьбу отца. В начале своего правления он слушается Б-га и Его пророков. Но затем он отправляется на войну с Эдомом и побеждает. С этого начинается его падение. Амация совершает военное преступление, сбрасывая десять тысяч пленных эдомитян со скалы. Потом он начинает служить «трофейным» идолам Эдома. Увидев это, коэны решают свергнуть Амацию, но, очевидно, они еще не пользуются достаточной поддержкой в народе. Когда Амация ввязывается в бессмысленную войну с Израильским царством, которая заканчивается полным поражением Иудеи и ее превращением в вассала Израиля, Амация теряет поддержку в народе и коэны поднимают восстание против него. Амация бежит в крепость Лахиш, а народ возводит на престол его праведного сына Узию. Двенадцать лет Амация отсиживается в Лахише, но в конце концов восставшим удается подослать к нему убийц и он погибает, а гражданская война заканчивается.

 

Интересно, что при убийстве и Йоаша, и Амации заговорщики рассчитывали на поддержку народа или, по крайней мере, двора. И, действительно, Амация казнил убийц Йоаша не сразу, а гораздо позже, когда его власть укрепилась. А убийц Амации Узия вообще не казнил. Однако при последней насильственной смене власти, когда слуги царя Амона его убили, народ их не поддержал, а тут же предал заговорщиков смерти и возвел на престол восьмилетнего Йошияу.

Итак, подводя итоги, мы видим, что идеальный порядок наследования власти на практике не был единственным и даже цари, получившие трон иначе — с помощью народа, иностранных правителей и т. д., считались законной властью.

 

  

Теги: Лашон ара, Танах, история, Политика, махлокет, монархия, царь