Воложинский штикл, как иллюстрация продуктивности еврейского образования26 августа 2010 года, Гади Поллак Из истории Воложинской ешивы можно убедиться, что требования "просвещенного мира" к еврейским учебным заведениям (существовавшим, кстати, еще в то время, когда этот самый "просвещенный мир" осваивал каменные топоры) ввести в программу обучения "высоконаучные дисциплины" - дело не новое. Ешивы оправдываются, мир наседает и угрожает санкциями - так и живем до сего дня. Как сказал бы рав Пятигорский - "как в средние века, чеслово!"
И никто почему-то не пытается сравнить результаты двух систем. Я даже не имею ввиду воспитание - тут и так все ясно. Речь идет об образовании, которое является сочетанием развития интеллекта и способности использовать резервы учащегося для приобретения знаний и навыков, а никак не превращением ученика в склад нужной (или не очень) информации. Мы не касаемся темы важности изучения Торы - это отдельная тема. Мы всего лишь утверждаем, что набор дисциплин и способ их преподавания в "светских" учебных заведениях с точки зрения "пользы для ума" - на порядки ниже, чем в ешивах.
Давайте проверим? Читать дальше | |
Лашон ара, которую говорить можно! На самом деле?1 июля 2010 года, Рав Арье Лейб История из Талмуда, Бава Кама, 117а. ´´Р. Кахана, выдающийся мудрец Месопотамии (Бавеля), вынужден был бежать от преследования персидских властей в Эрец Исраэль, где правили римляне. Естественно, р. Кахана хотел продолжить свою учебу и намеревался учиться у р
Читать дальше
| |
На Гревской площади в Париже16 июня 2010 года, Рав Реувен Пятигорский Регулярно просматривая сборники, посвященные датам национального календаря, вычитал я в одном из них (называется "Танья Равта") нестандартную фразу по поводу недели, в которой мы сейчас живем. Напомню, что текст Пятикнижия поделен на разделы так, что каждый из них читается в соответствующую неделю года. Ныне идет неделя "Хукат", шестого из десяти разделов книги "Бемидбар". Вот найденная мной фраза: "В шестой день недели "Хукат" принято некоторыми людьми поститься. Ибо в этот день было сожжено два десятка телег, полных святыми книгами. Пост не прикреплен к дням года, потому что открылось мудрецам, что текст Торы это событие предвидел заранее". Читать дальше | |
Сказание про одного ученика20 апреля 2010 года, Рав Реувен Пятигорский Рубрика: "Страница Талмуда" Ни одного художественного описания Талмуда на сносном русском языке – будь то рассказ обо всем этом грандиозном собрании древнееврейских "ученых записок" или пересказ любого эпизода из них – для людей, которые не собираются исполнять императивы иудаизма, вы ни за что и нигде не найдете[1]. Ни в израильской, ни, тем более, российской прессе. Читать дальше | |
Спаси ближнего!13 декабря 2009 года, Рав Реувен Пятигорский Тем, кто постоянно учит мусар, науку об этических императивах Торы, известен совет, который дают нам еврейские мудрецы прошлого: в некоторых ситуациях лучше взять чужую вину на себя, но постараться спасти своего ближнего, т.е. другого еврея, от публичного позора. [На близкую тему см. видео-урок "Публичное оскорбление".] Согласитесь, тяжелое правило! Необычайно трудный совет. Трудный – с точки зрения его реализации. Действительно, чего ради мне брать его вину на себя, спасая от позора, если весь этот столь нежелательный ему позор свалится на мою голову?! Разве я не обязан заботиться и о своей чести, о своем добром имени? Ведь сказано же: полюби своего ближнего, как самого себя, – но не сказано: больше, чем себя… Обратимся к той Гемаре, где об этом рассказывается: трактат Санедрин 11. Читать дальше | |
Блюдце с норками20 октября 2009 года, Рав Реувен Пятигорский На днях я "запостил" в блоге заметку о Концепции времени в иудаизме. В свое время она вышла в "малой израильской прессе". Теперь добавлю, что та давняя история имела продолжение. А именно: некие люди, возмущенные моей статьей, стали слать в раздел "писем в редакцию" (есть такой жанр) своего рода опровержения, основанные на том, что, как известно, Талмуд полон самых примитивных воззрений на всё на свете, а не только на святое в науке понятие времени. И они привели несколько примеров упомянутого примитивизма. Что на это сделала редакция? Она те письма опубликовала, а мне предложила ответить, на что я наотрез отказался. А потом подумал – и согласился. Читать дальше | |
На уроке "Даф-йоми"1 октября 2009 года, Рав Реувен Пятигорский
Учили на днях любопытное место в Талмуде. Сначала перескажу, опуская все подробности (которых великое и, поверьте, очень глубокое море), а потом сообщу, чем это место интересно. Трактат "Бава Батра" 22а. Рав Дими привез партию сушеного инжира на продажу в город, где жил руководитель вавилонского еврейства (в Пумпедиту). В ту пору поступали так: если мудрец Торы привозил товар на продажу, рынок "останавливали", чтобы он смог один продать свой товар. Причина – уважение к мудрецу, или – чтобы у него было больше времени для учебы. Читать дальше |