Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 2

Лашон ара, которую говорить можно! На самом деле?

Отложить Отложено

История из Талмуда, Бава Кама, 117а.
 

´´Р. Кахана, выдающийся мудрец Месопотамии (Бавеля), вынужден был бежать от преследования персидских властей в Эрец Исраэль, где правили римляне.  Естественно, р. Кахана хотел продолжить свою учебу и намеревался учиться у р. Йоханана--главы всех мудрецов Эрец Исраэль.  Перед бегством, его учитель, Рав, приказал ему семь лет не задавать р. Йоханану никаких вопросов.   

 
Р. Кахана прибыл в Израиль и направился в бейт мидраш.  Там он застал Реш Лакиша (друг и хаврута р. Йоханана), который заканчивал повторение ежедневного урока р. Йоханана.  В ешиве р. Йоханана было принято, что после его ежедневного урока, его ближайший коллега Реш Лакиш повторял и обьяснял другим мудрецам то, что сказал р. Йоханан (кстати, в некоторых ешивах до сих пор существует похожий обычай).  После того, как Реш Лакиш закончил свою лекцию, р. Кахана (очевидно не успев поговорить с самим Реш Лакишем до того, как тот вышел) спросил у остальных мудрецов, как найти Реш Лакиша.  Мудрецы спрoсили у р. Каханы, зачем ему надо поговорить с Реш Лакишем, и p. Кахана ответил им, что у него былo несколько вопросов по поводу того, что сказал Реш Лакиш, а также ответы на вопросы, которые задавал Реш Лакиш в ходе повтора лекции р. Йоханана.   Мудрецы передали слова р. Каханы Реш Лакишу, котoрый был очень поражен способностями и знаниями р. Каханы.  Затем Реш Лакиш пошел к р. Йоханану и сказал ему:  ´´Ари ала миБавель´´--Лев (то есть великий мудрец) пришел из Месопотамии, и предупредил р. Йоханана, чтобы тот более тщательно подготовился к завтрашнему уроку.


На следующий день, р. Кахане предоставили место в первом ряду (всего их было семь) на лекции р. Йоханана.   Р. Йоханан вел лекцию и говорил свои хидушим один за другим, но р. Кахана молчал и никак их не комментировал.  После каждого хидуша, сказанного р. Йохананом, и ответного молчания р. Каханы, р. Кахану передвигали на один ряд назад, пока в конце концов р. Кахана не очутился на самом заднем ряду.  Р. Йоханан заметил это и сказал Реш Лакишу,--´´лев, о которoм ты мне рассказывал, оказался лисицей.´´  Р. Кахана тем временeм решил, что передвижение на семь рядов назад равноценно семи годам не задавания вопросов, которых он обещал своему учителю Раву, и попросил р. Йоханана еще раз повторить свои хидушим.  На каждый хидуш он задавал вопрос и его продвигали на один ряд вперед, пока р. Кахана не оказался опять в первом ряду´´.

  
В Талмуде есть очень интересное продолжение этой истории, но оно не имеет отношения к нашей теме.  Остановимся на словах произнесенных р. Йохананом:  ´´лев, о котором ты мне рассказывал, оказался лисицей´´.  Иначе говоря, р. Кахана, которого представляли как незаурядного мудреца, оказался мудрецом весьма посредственным.  Как р. Йоханан мог это сказать?  Ведь говорить о человеке, что он не такой умный или не такой знающий в Торе, как о нем думают, определенно является лашон ора.  Так однозначно пишет Хафец Хаим (см. книга Хафец Хаим, гл. 5, параграфы 2-4, и помечание Беер Маим Хаим, пункт 8),  обосновывая это тем, что такие слова могут принести человеку, о котором они сказаны, вред и боль, и кроме того, обычно тот кто говорит подобное о другом, лишь намеревается унизить обьект своих слов в глазах собеседников.    Другими словами, имеются в виду те две причины стоящие за запретом лашон ора, о которых мы уже говорили.   Давайте еще раз приведем слова р. Йоны (Шаарей Тешува, Шаар 3, параграф 216):  ´´Тот кто произнес лашон ора, совершил двойное (зло):  причинил вред и стыд своему другу, а также избрал обвинить его и приговорить его, и злорадствовать над его бедой´´.   Когда кто-то утверждает, что его знакомый не такой умный как считают все остальные, чтобы унизить его, он совершает оба зла о которых говорит р. Йона. 


А теперь вернемся к словам р. Йоханана.  Хафец Хаим (Беер Маим Хаим, пункт 8) объясняет что слова р. Йоханана не являлись лашон ора, поскольку ´´р. Йоханан не сказал ничего нового, раз все и так видели что р. Кахана не смог задать ни одного вопроса´´.   То есть слова р. Йоханана не могли принести р. Кахане дополнительного вреда или боли, и поскольку, естественно, р. Йоханан не преследовал перед собой цель унизить р. Кахану, то оба фактора запрещающие лашон ора отсутствовали. 
Таким образом мы получаем очень интересный результат.  В некоторых случаях, говорить то, что кажется лашон ора можно!  Можно, потому что  в слова не вкладывается отрицательный эмоциональный заряд и информация, которой делятся, уже общеизвестна.  

И тут к нам приходит йецер ара, и говорит:  ´´Класс!  Нашли, наконец-то, лазейку.  Теперь мы в неe целый грузовик лашон ара протащим´´.  Чтобы этого не произошло, оговоримся: на практике, все не так просто.  Рассматривая каждую ситуацию, нужно учитывать те самые два фактора,  o которых мы уже много говорили. Во-первых, действительно ли то, что эта информация уже общеизвестна, гарантирует, что нового вреда мои слова не принесут?  И во-вторых, зачем все-таки я это говорю?  Не обманываю ли я себя, когда думаю, что совсем не стремлюсь унизить другого человека и насладиться его унижением? 
Если ответ на эти оба вопроса положительный, тогда говорить можно.
П.С.  Я знаю, что народ попросит потребует  примеров.  Они в процессе написания.  Но тем временем, прошу читателей ознакомиться с изложенным в этом посте и задать мне вопросы.  Внимательное прочтение истории р. Каханы и р. Йоханана, должно наводить, как минимум, на один вопрос по поводу поведения р. Йоханана.

Теги не заданы