Раши признал свой комментарий устаревшим?29 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Недавно я прочла, что Рашбам передал нам от имени Раши следующую фразу: «Если бы у меня было время, я написал бы новый комментарий, потому что пшат обновляется каждый день». Если я правильно понимаю, это означает, что Раши уже через несколько десятков лет после написания считал свой комментарий недостаточно современным, т.е. это, конечно же, Тора и истина, и все же… «пшат обновляется каждый день». И, следовательно, очень желательно, чтобы у нас постоянно был «обновленный» комментарий, современный нашему дню или хотя бы нашему поколению. Так почему же у нас ситуация полностью обратная? Почему самым популярным и актуальным у нашего народа уже на протяжении многих веков считается тот самый комментарий Раши, который сам Раши уже к концу своей жизни считал недостаточным? Вслед за ним по популярности идут комментарии Рамбана, Ибн Эзры и многих других мудрецов, живших, как и Раши, почти тысячу лет назад. И чем ближе к нам по времени авторы толкований, тем их комментарии менее популярны в народе. Труды Мальбима и р. Шимшона Рэфаэля Гирша сейчас являются, пожалуй, наиболее современными из относительно распространенных комментариев, но ведь и этим «современным» комментариям уже более ста лет… Почему же у нас сейчас такое положение? Почему очень мало кто знаком с какими-то современными комментариями современных раввинов, зато все знают комментарии Раши и постоянно ссылаются на его мнение, хотя он как раз призывал к обратному? Это же парадокс! Заранее благодарю. Читать дальше |
|
Жена змея, искусившего Хаву, была тоже наказана?15 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Из Торы мы знаем что, змей был наказан за свой поступок (подстрекательство). Но ведь известно, что все животные были созданы парами. Его жена (пара) тоже была наказана ? Если да, то за что, ведь за личные грехи мужа или жены другая половина не наказывается? С уважением Зеев-Залман. Читать дальше |
|
Какое благословение произносил Авраам после еды?13 января 2015 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. Мир Израилю! Прошу ответить на вопрос: какое благословение произносил Авраам и говорил произносить людям после того, как он их принял и накормил, вместо платы деньгами? Заранее благодарю. Мир Израилю! К. Читать дальше |
|
Один из принципов Торы — «от общего к частному и от частного к общему». Как это понимать?11 января 2015 года, отвечает Рав Авраам Коэн Один из принципов Торы — от общего к частному или от частного к общему — как это объяснить? В. Читать дальше |
|
Мухаммед упомянут в Торе?8 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. В общении с мусульманами мне сказали, что в Торе говорится о пророке Мухаммеде. Ссылаясь на Песнь Песней Царя Шломо. «שיר השירים», פרק «ה» Есть в конце данной части слово «מַחֲמַדִּים». Так вот они утверждают что это говорится о Мухаметдине — Мухамеде. Если вам не сложно, дайте мне объяснение данному стиху. Мне тяжело дословно перевести данный текст. Большое вам спасибо заранее Читать дальше |
|
Когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет?4 января 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток, ув. рав! Скажите, пожалуйста, когда, согласно Писанию, с народом Израиля будет заключен новый завет? Или тот завет, который был заключен при выходе из Египта, вечен и не будет изменен? Заранее благодарю! Михаил Читать дальше |
|
Какой смысл или основную мысль хранит в себе Песнь Песней?1 января 2015 года, отвечает Рав Натан Агрес Кто она, загадочная и прекрасная Шуламит, в которую был влюблён царь Шломо? Какой смысл или основную мысль хранит в себе шир ха-ширим? Читать дальше |
|
Почему Танах «злословит» о праведниках8 декабря 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. Я сейчас в очередной раз учу Танах, прослушивая лекции. В начале обучения каждый рав подчеркивает, что ни в коем случае нельзя понимать буквально все проступки и различные грехи наших великих предков, которые описаны в Танахе в большом количестве. Ведь они находились на очень высоком уровне, и о них в принципе нельзя думать плохо. А о главных героях Танаха так думать и подавно нельзя, и на самом деле они никаких описанных в Танахе грехов не совершали, а было что-то очень отдаленно напоминающее бледную тень от тени указанного проступка, которая обычному еврею и в вину бы вообще не вменялась! Но, к сожалению, часто эти объяснения меня не очень удовлетворяют, оставляют много вопросов и впечатление притянутости «за уши»… А кроме непонятностей по каждому отдельному объяснению остается непонятным главный общий вопрос: если на самом деле все было не так, как написано в Танахе, и никак таких страшных поступков герои не совершали, то зачем Танах поливает грязью невиновных людей, обвиняя их в таких тяжелых грехах? Иудаизм столько уделяет внимания запрету на лашон ара (злословие), а тут оно в большом количестве в самых разнообразных проявлениях? И все это пророчество? И это пророчество учит нас с пониманием относиться к написанному лашон ара? Ну почему нельзя было обойтись более мягкими формами? Почему нельзя было написать, что-то типа того, что пишут комментаторы? В общем, не знаю… у меня на основании написанного в Танахе и многих других исторических источников более поздних периодов, сложилось впечатление, что, видимо, все описанное в Танахе таки правда, и описанные проступки в большинстве своем таки да совершили герои Танаха, НО! От этого они не стали менее праведными и менее великими. Просто для своих поколений они действительно были великими праведниками и сильно выделялись на фоне общего уровня народа. Те поколения были великими и делали огромные шаги. Мы сегодня по сравнению с ними лилипуты и продвигаемся буквально на миллиметры. Но благодаря работе всех предыдущих поколений, сегодня мы находимся на гораздо более высоком уровне, и мудрецы побоялись, что с нашего уровня мы не разглядим величия героев Танаха и отнесемся к ним с пренебрежением, читая об их поступках, многие из которых для нас сегодняшних выглядят очень неприглядно. И поэтому мудрецы пытались создать у нас впечатление, что все написанное в Танахе нужно понимать не так, как написано, а совсем иначе… Скажите, пожалуйста, соответствует ли мое впечатление иудаизму (хотя бы мнению кого-то из раввинов) или оно полностью неверное, и имеется совершенно другое объяснение? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Почему евреям запрещено ненавидеть египтян?30 ноября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я уже спрашивала, но ответ мне был не совсем непонятен. Почему евреям запрещено ненавидеть египтян? Алла Читать дальше |
|
Почему умирают дети?27 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, уважаемые раввины. Мой вопрос может показаться неуместным, поэтому заранее прошу вас меня извинить. В очередной раз задумался вот над чем… Когда Б-г посылает на нас самих какие-то болезни, испытания, то мы, взрослые люди, это все заслужили. Роптать и жаловаться по этому поводу глупо. Необходимо осознать, что делаешь не так, и, сделав выводы, что-то изменить в себе в лучшую сторону. Из опыта своей жизни я понял, что все невзгоды нам нужны для очищения и возможности измениться в лучшую сторону. Но я не могу взять в толк, почему Б-г наказывает детей тяжелыми болезнями (рак и т. п.), в результате чего дети умирают на руках убитых горем родителей? Ведь маленькие дети, как я понимаю, безгрешны. Причем болезни бывают у детей «долгоиграющими», когда родители и сами дети борются в недугом. Если Б-гу угодно взять душу ребенка, то почему просто нельзя без мучений ребенка это сделать? К чему эти испытания для него? Ни в коей мере не осуждаю я промысел Б-га. На все есть причина, это я понимаю. Б-г милосерден к детям, так ведь? Просто в очередной раз увидел историю маленькой девочки, которая болела долго раком и вот недавно умерла, несмотря на усилия врачей. Если можно, пожалуйста, помогите разобраться в этом. Тода раба. Читать дальше |
|
Для кого предназначены все тонкости алахи?13 ноября 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шулхан Арух и другие книги по алахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит алаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы). А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег. Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении алахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по алахе, большей частью народа не соблюдались. У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к талмидей хахамим, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду рабаним, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что рабаним, устанавливая алаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть талмидей хахамим. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему алаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Жена советует Ийову благословить Всевышнего или... проклясть?4 ноября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, Уважаемые! У меня такой вопрос. В книге Ийова 2:9 на иврите сказано «барэх Элоким» («благослови Всевышнего»), а почему на русский язык это переведено как «прокляни»? С уважением, Н. Читать дальше |
|
Расскажите вкратце о падших ангелах14 октября 2014 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемые равы. Расскажите, пожалуйста, вкратце о падших ангелах. На вашем сайте нашел информацию только о Самаэле, оседлавшем змея и искусившем Хаву, а также об Азе и Азаэле, соблазнившихся на дочерей земных. Говорит ли традиция еще о каких-либо падших ангелах, бунтующих против Всесильного? Если да, то о каком примерно количестве ангелов идет речь и в чем причина их падения? Спасибо. Читать дальше |
|
Кто сказал, что у нас правильный текст Торы?16 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. Как, мы евреи, изучающие Тору, можем быть уверены, что она сохранилась такой, какой была при Моше-рабейну? Тора прошла через столько веков, через столько стран и рук. Она могла попасть в руки других народов, которые могли поменять в ней события. Те же раввины могли изменить ее так, чтоб она соответствовала их видению, их понятию. Как же мы можем быть уверены, что те законы Торы, которые там написаны, исходят от самого Б-га? Тору ведь писали люди, а люди грешны, даже Моше-рабейну был грешным, что говорить о других раввинах????!!!!!! М. Читать дальше |
|
Почему Тора написана простым языком?10 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Я хотел бы узнать мнение раввина по одному вопросу (или, точнее, по нескольким). Я уже несколько лет читаю Тору, то есть не занимаюсь детальным изучением, а читаю по недельной главе в каждый Шаббат. И вот что меня смущает — эта священная книга написана очень простым языком, лично для меня она пока представляется не более чем летописью о некоторых исторических событиях. Очень большое внимание уделяется отдельным подробностям, например, при перечислении членов каждого еврейского колена. И вот первый мой вопрос — почему Тора написана так примитивно (на первый взгляд)? Второй вопрос — действительно ли происходили события, описанные в Торе, или же она является большим, чем просто исторической «летописью», и содержит в себе подтекст, код, скрытый смысл? И если они действительно происходили, то как объяснить, почему они не происходят сейчас? Извиняюсь за такое обилие вопросов, но я должен всё это понять. Заранее благодарю. Ростислав Читать дальше |
|
Какой закон нарушил Каин? Ведь в то время не было запрета убивать?7 сентября 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Какой закон нарушил Каин? Почему он считался убийцей? (Ведь не было в то время закона НЕ УБИЙ или каких-то других запретов). Исраэль Читать дальше |
|
Я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека Б-гу...26 августа 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Меня много лет интересует сложный вопрос. В главе «Берешит» сказано, что дух бога летал над бездной и он сотворил человека по своему подобию. За свою долгую жизнь я спрашивал многих равов и других священнослужителей, в чем подобие человека богу. Ведь человек существо, а бог дух. Пока я не получил четкого ответа на этот вопрос, хотя этот ответ четко написан в Торе. Хочется знать Ваше мнение. Биньямин Читать дальше |
|
Как понимать пророчество о приходе Машиаха?20 августа 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом! Вопрос касается пророчества Даниила о сроке прихода Машиаха. «Время, времена и полвремени», как дословно, буквально переводится каждое из этих слов? Действительно ли «времена» написано в так называемом двойственном числе? На арамейском, на иврите? А так же, как трактуются упомянутые там числа 1290 дней и 1335 дней. Дело в том, что в христианстве есть свой ответ, основанный на Откровении, где «время, времена и полвремени» равно 1260 дням, что по их словам говорит о приходе их Мессии, и этот ответ весьма привлекательный и точный. Хотелось бы узнать точный и удовлетворительный еврейский ответ. Спасибо. Читать дальше |
|
Что значат буквы «пэй» и «самэх» в Торе в конце некоторых стихов?28 июля 2014 года, отвечает Рав Моше Сытин Шалом. Что значат буквы пэй и самэх в Торе в конце некоторых стихов? Спасибо. Читать дальше |
|
Чем бык — «пар» отличается от быка — «бакара»?17 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В нашей недельной главе перечисляются животные: быки (бакар, пар, эгель и др.), овцы (рахель, аиль, кевес, кесев и др.) и другие. В каких случаях какое название на иврите правильно использовать? Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо Вам за Ваш прекрасный духовный труд. С уважением, Виктор Читать дальше |
|
Чем Тора отличается от Библии?9 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я изучаю Библию, Старый завет — Бытие, и хочу понять, откуда появилось разночтение Торы, ведь Старый завет — это же то же «Пятикнижие». Откуда взялась Библия и ее все нынешние переводы? Где есть взаимосвязь Торы и Библии? Понимание их различия, взаимосвязи, истинности и т.д. С. Читать дальше |
|
«Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла». Что это значит?26 июня 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, что означают слова в Псалме 118: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла»? Сергей Читать дальше |
|
Почему в Торе эта буква уменьшена?20 июня 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом, у меня такой вопрос. В Торе, глава Бэрэшит (2:4), употреблено слово בהבראם («при сотворении их»), при этом буква ה уменьшена, что это значит? Спасибо. Читать дальше |
|
Что за «сонм богов»?9 июня 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом. В псалме 81:1 написано: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Вопрос: на кого произнесён этот суд? На ангелов или людей? Или на тех и других? Спасибо. Читать дальше |
|
Надо проявлять милосердие к врагу? Почему же Давид завещал убить Шими, сына Гэйры?20 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, квод рабаним. Изучая книгу Пеле Иоэц, я увидел такую фразу: «Но чтобы уподобиться Ему, Благословен Он, необходимо проявлять милосердие и жалость даже к врагу, желающему тебе зла. Даже если он человек, дурно поступающий, который ведёт себя вызывающе по отношению к тебе, не отстраняйся от проявления доброты, сострадания и милосердия, даже если он использует твоё благодеяние во зло тебе, так же, как Всевышний, Благословен Он, поступает со своими творениями». С другой стороны, в книге Млахим написано про то, как царь Давид завещает перед смертью: «И вот (еще) у тебя Шими, сын Гэйры, Бинйаминянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием в день, когда я шел в Маханаим, но сошел навстречу мне к Ярдэйну, и я поклялся ему Господом, сказав: “Я не умерщвлю тебя мечом”. А ныне ты (не считай) его невиновным, так как ты человек умный и знаешь, как тебе поступить с ним, и сведи седину его в крови в преисподнюю». Как можно разрешить кажущееся противоречие между этими двумя вещами? Или это рекомендация, которой не обязательно следовать, и можно быть абсолютно праведным и близким к Творцу человеком, как был царь Давид, и не следовать этому принципу? Зеев Читать дальше |
|
Человек собирал дрова, чтобы его семья могла согреться. А Всевышний приказал побить его камнями...14 мая 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Уважаемый раввин, меня мучает картина из книги Бемидбар (15; 32-36), где Моше слышит от Всевышнего приговор человеку, который нарушил субботу. Нарушитель работал; собирал палки на костёр для семьи, чтоб согреться. Моше приказал народу побить того еврея камнями до смерти. Может, это было испытание и сам Сатан приказал совершить это убийство? А Моше должен был начать спорить с ним, требуя не делать из них убийц, как это делают другие народы. Нарушитель должен умереть? Хорошо… Пошли ангела, пусть тот возьмет его душу как есть. А мы сядем вокруг оплакивать смерть соплеменника. И все народы увидят, как освятится имя Всевышнего, что евреи добры и милостивы, как и сам Творец! Но ведь не сказал так Моше. Спасибо. Люба Читать дальше |
|
Яаков был наказан за то, что состарился?7 мая 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод: Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет. — Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев. Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни. В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано: Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон. Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Где находился медный змей, что все, кого кусали змеи, мог его увидеть?2 мая 2014 года, отвечает Рав Моше Абрамович Скажите, пожалуйста, уважаемый рав! Где находился медный змей, что все, кого кусали змеи, мог его увидеть? И куда он делся потом, после того, как змеи перестали кусать? Спасибо, с уважением, Н. Читать дальше |
|
Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?22 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н. Читать дальше |
|
Всевышний разрешает лгать?26 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы у вас узнать такой вопрос. В книге Мелахим I есть такие слова: «И сказал (Михайеу): итак, внимай слову Г-сподню: видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него. И сказал Г-сподь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе. И выступил дух, и стал пред Господом, и сказал: я уговорю его. И сказал ему Г-сподь: как? И он сказал: я выйду и стану духом лживым в устах всех пророков его. И сказал Он: ты уговоришь и преуспеешь в этом; выйди и сделай так. И вот, теперь вселил Г-сподь духа лжи в уста всех этих твоих пророков; а Г-сподь изрек о тебе недоброе» (Мелахим I 22:19-23). Я так полагаю, дух, который спрашивал у Всевышнего разрешить «солгать», это был ангел? Но Всевышний ведь разрешил сделать это. В результате чего Ахав не послушал Михайеу, приняв совет лживых пророков, и погиб в сражении. Вопрос такой: Всевышний разрешает лгать? Святослав Читать дальше |
|
Враги человеку домашние его?13 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый Рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав Читать дальше |
|
Всевышний заключил с Аароном и его потомками союз — вечный, как соль. Почему именно соль?6 марта 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Читал книгу Бымидбар (Тора, перевод с издания Сончино): 19 ВСЯКИЕ ПРИНОШЕНИЯ СВЯТЫНЬ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ БОГУ, ДАЮ Я ТЕБЕ, И СЫНОВЬЯМ ТВОИМ, И ДОЧЕРЯМ ТВОИМ С ТОБОЮ, В ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, СОЮЗ, ВЕЧНЫЙ КАК СОЛЬ, ЭТО ПРЕД БОГОМ ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ ПОТОМСТВА ТВОЕГО С ТОБОЙ. Меня заинтересовало место, где Всевышний установил ВЕЧНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ, СОЮЗ, ВЕЧНЫЙ КАК СОЛЬ. Вопрос: почему СОЛЬ, а не другое вещество? И как это применимо с нашей стороны на практике? Имеет ли это какую-то связь с женой Лота, т.к. она тоже была превращена в СОЛЯНОЙ СТОЛБ, и почему в СОЛЯНОЙ, а не в скалу или еще что-нибудь? С уважением, Эдуард Читать дальше |
|
Как вести себя сейчас еврею в Киеве?3 марта 2014 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Пишем с Украины. Сейчас здесь волнения, опасная ситуация, неясно, что будет дальше. Война? Что нам делать? Читать дальше |
|
Чем Йохевед отличается от остальных жен и дочерей сыновей Яакова?25 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. Подскажите, пожалуйста, в Берешит (46:26,27) сказано: «Всех душ, идущих с Яаковом в Мицраим, происшедших из чресл его, КРОМЕ ЖЕН сынов Йаакова, всех душ — шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, — две души. Всех душ дома Яакова, пришедших в Мицраим, — семьдесят». То есть в Египет вошло 66 сыновей Яакова, и к ним прибавилось трое, которые уже были в Египте. Семидесятой считается (по толкованию Раши) Йохевед, которая родилась «меж стен». Вопрос: что значит «меж стен»? Из каких стен выходил Яаков, покидая землю Кенаана (ведь место, где он жил, не было огорожено)? И почему наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова упоминается женщина (Йохевед)? Чем она отличается от остальных жён и дочерей сыновей Йаакова? Почему она так значима, кто её родил, и какие есть о ней ещё упоминания? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Что такое «узел жизни»?18 февраля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, скажите, пожалуйста, что такое «узел жизни»? Сокращение на могильных плитах тав-нун-цадик-бэт-эй — тийе нишмато црура бэ-црор а-хаим («Да будет его душа завязана в узле жизни»). Спасибо! Моше Читать дальше |
|
Должен ли человек принимать милостыню, если его заработка не хватает на пропитание?13 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Здравствуйте. Большое спасибо Вам за Ваши ответы. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. В Мишне, трактат Пеа (Пеа, гл.8, мишна 9), сказано про милостыню: «ВСЯКИЙ ЖЕ, КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ И НЕ БЕРЕТ, НЕ УМИРАЕТ ОТ СТАРОСТИ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ БУДЕТ ДАВАТЬ ПРОПИТАНИЕ ДРУГИМ ИЗ СВОЕГО кармана. И О НЕМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ (Ирмеягу 17:7): “БЛАГОСЛОВЕН МУЖ, УПОВАЮЩИЙ НА ГОСПОДА, ЧЬИМ ОПЛОТОМ СТАЛ ГОСПОДЬ”». Однако я помню, что читал, только вот забыл где, что человек, испытывающий нужду в деньгах, но не берущий милостыню, проявляет гордыню и делает неугодное перед Вс-вышним, благословенно Имя Его. Возникает кажущееся противоречие. Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо. Игорь Читать дальше |
|
Есть ли в еврейской традиции мифические существа?5 февраля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, мне 17, и, возможно, мой вопрос покажется детским, но хотелось бы знать, есть ли в еврейской традиции, так сказать, мифические существа. Я знаю, что во многих других странах и культурах много всяких существ (те же драконы), а вот как и что сказано про это в Торе, я не знаю. И если да, то где и откуда можно про них узнать? Георгий Читать дальше |
|
Великаны — потомки Ноаха?30 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня возник вопрос по главе Ноах. Если Всевышний уничтожил все дышащее, кроме Ноаха и его семьи, откуда позже появились Анаким (великаны)? Значит ли это, что они его потомки? Я слышал агаду, что кто-то из великанов ухватился за ковчег и потому выжил. Но ведь это не соответствует пшату (простому смыслу текста). Так какой ответ на этот вопрос? А то мне как-то не по себе. Спасибо! S. Читать дальше |
|
Всевышний — Один или Един?24 января 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! В первом стихе криат Шма одна из главных идей — это признание Единства Творца. Почему используется слово «Один», а не слово «Един»? Шавуа тов, с уважением, Аарон Читать дальше |
|
После грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял шкуру?1 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Написано, что после грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял с него шкуру? Или как это было? Роман Читать дальше |