Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Ваякгэль

23 февраля 2011, 14:34

Отложить Отложено
  Сегодня мы поговорим о святости Шабата. Принято считать, что Шабат – это выходной, в котором существует много запретов для того, чтобы обеспечить нам полный отдых. На самом деле это совершенно не так.
Талмуд в трактате Шабат формулирует правило: не всегда, делая другому подарок, нужно ему об этом сообщать. Иногда достаточно просто вручить его, а в ценности того, что получил, человек разберётся сам. Но если человек не в состоянии оценить подарок сам,  приходится рассказать,  что же он получил. В качестве примера Талмуд приводит мицву Шабат. "Сказал Всевышний Моше: "Драгоценный дар есть в Моей сокровищнице, и Шабат ему имя. Я хочу передать его Израилю. Иди и сообщи им об этом".
 Начав соблюдать субботу, евреи смогут и сами оценить преимущества обязательного выходного дня : его атмосферу  спокойствия, совместный отдых всей семьёй, обильные и вкусные трапезы. Но это ещё не Шабат, не тот особый драгоценный дар, который Всевышний нам передал. О том, что же такое Шабат и в чём состоит ценность этого подарка, Моше и должен был сообщить евреям.   Слово Шабат происходит от слова "лашув" – возвращаться. В этот день все миры поднимаются наверх, возвращаясь к своему Источнику. Хотя не всегда мы это видим и чувствуем, но в Шабат всё действительно становится другим: люди, дома, деревья, небо над головой, и сам человек. В Шабат все мы оказываемся в особой стране, стране Всевышнего, в царстве совершенства, радости и одухотворённости. "Шабат – это Имя Всевышнего, -- говорит святой Зоар, -- подобно тому, как Всевышний совершенен во всех отношениях, так и Шабат  -- это совершенство во всем». Это мир гармонии, святости и чистоты.
В чём состоит природа святости Шабата? Этот отрывок из книги Зоар напечатан в Сидуре, мы говорим его перед вечерним Кидушем: "Все благословения, верхние и нижние, зависят от Седьмого Дня. Почему же не было мана в День Седьмой? Поскольку от этого Дня получают благословение все шесть высших дней, и каждый из них в свой день посылает пропитание вниз  от того благословения, которое он получил в День Седьмой". Сутки – это категория времени, одного из свойств материи. У каждого из дней недели наверху, в мире Ацилут, существует его духовный корень, "высший день" -- сила, для которой материальные сутки являются формой  проявления в материальном мире. Существует душа, "высший день", и у  Шабата.  Зоар нам сообщает, что этот День  выше других, он находится на границе, отделяющей сотворённые миры от Бесконечного Б-га. Седьмой высший день – это своеобразные "ворота" в наш мир, через которые проходят все благословения. Седьмой День передаёт их  высшим дням недели, а потом в соответствующие им дни здесь, внизу, они реализуются и принимают конкретную форму. В нашем материальном мире ман не выпадал в Шабат. Связано это с тем, что его корень, День Седьмой находится настолько высоко, что является силой общей, передающей другим частным полученную жизненную силу. Его природа получать и передавать другим и оно не в состоянии брать что-либо для себя, не материализует что-либо в свой нижний день. Так любое материальное благословение приходит в этот мир уже в Шабат. Но верно это не только по отношению к материальному. Все   духовные силы, которые приходят к нам в праздники, спускаются в мир в Шабат перед этим. Поэтому евреи выделяют Шабат перед Пейсахом – Шабат Агадоль, Шабат перед Пуримом – Шабат Захор, Шабат перед Йом Кипуром – Шабат Тшува, Шабат перед хупой – уфруф и так далее.
Для чего об этой святости необходимо знать? Святость Шабата приходит вне зависимости от усилий человека. Наша задача – это "Кабалат Шабат", принять как следует этот день, связаться с его святостью и впустить её в себя. В Шабат у нас всё должно быть совершенно другим: одежда, действия, слова и мысли. Шабат – это экскурсия во дворец Царя, в его сокровищницу, где нам позволено брать всё, что мы пожелаем. Жалко тратить это драгоценное время на пустяки. Нужно постараться как можно больше приблизиться к Б-гу -- молитвами, чтением Торы и Теилим, напевая прекрасные мелодии в синагоге и дома, во время трапез. "Час изучения Торы в Шабат стоит тысячи часов в другие дни", – написано в книгах. В этот день ни в коем случае нельзя сердиться и выяснять отношения, всё это нужно отложить на потом.  Шабат – это день  радости, единства между людьми и сближения с Б-гом, источник благословения и счастья.
Безусловно, святой Шабат – это самоцель. Но исполняя заповедь Шабата как следует -- и её буквы и её дух -- можно удостоиться и   различных  других благословений. Шабат – это браха на заработок, в Шабат нам дарована Тора. И это не случайно: удостоиться её мудрости можно только через полное соблюдение Шабата. Шабат – это также средство для принятия наших молитв.
Нарушение Шабата называется "Хилуль Шабат", спаси нас от этого Б-г. Ор Ахаим объясняет, что слово "хилуль" происходит от слова "халаль" – убитый. Нарушающий субботу убивает тем самым её святость, отрывает этот день от его особой высшей духовной природы.
В книгах учеников Аризаля написано, что неправильно представлять Шабат как конец или начало недели. Наиболее правильным является сравнение с Менорой,  шесть боковых ветвей которой вырастают из её центрального ствола и направляют свой свет в его сторону. Этот ствол, сердце Меноры,  и есть Шабат.
Чтобы исполнилось все, о чём мы здесь писали, необходимо  важное условие. Рабби Хаим из Цанза, автор "Диврей Хаим" זצק''ל זי''ע  говорил, что есть две важнейшие мицвы, которые почему-то не попали в число Десяти Заповедей. Это мицва выспаться перед Шабатом и выпить кофе перед молитвой! Почему это так важно и почему это должно было даже попасть в число Десяти Заповедей, я оставляю вас подумать самим.

Из рассказов о праведниках

В эту пятницу, 21 Адара юрцайт Ребе, рабби Элимелеха из Лиженска זצק''ל זי''ע , пусть его заслуги будут защитой нам и всему Израилю. Вот история о нём из моей книги «Братья», которая готовится к печати в эти дни.

Ребе

  

19 Кислева 1773 года солнце великого Магида рабби Дов Бера из Межерич זצק''ל, זי''ע закатилось. Хасиды Польши и Галиции, посовещавшись, решили избрать своим новым Ребе рабби Элимелеха, который поселился в Лиженске. После коронации все вместе, во главе с рабби Элимелехом, они отправились в Лиженск. По дороге  остановились на ночь в корчме, где рабби Элимелеху, в связи с его высоким положением, предоставили отдельную комнату. И показалось хасидам, что их Ребе слишком много спит. И стали они сомневаться, может быть, зря они выбрали рабби Элимелеха своим Ребе, ведь не может Ребе просто так спать, как простой человек. Стали они советоваться между собой, что делать. И решили обратиться к его брату рабби Зусе, который тоже был среди них .

    "Вы хотите разбудить Ребе? Это очень просто", – сказал рабби Зуся. Он подошёл к мезузе, висящей перед закрытой дверью комнаты рабби Элимелеха, и прикрыл её рукой. В то же мгновение хасиды услышали, что Ребе проснулся и встаёт.

 
     «Вы знаете, что у каждого еврея есть мицва: "Представляю Всевышнего перед собой всегда". -- Объяснил рабби Зуся удивленным хасидам.-- Еврей всегда должен жить вместе с Б-гом, и Имя Его должно всегда стоять перед  глазами еврея. Если так, как же можно позволить себе идти спать, ведь во сне человек не может представлять перед собой Имя? Отправляясь спать, мы полагаемся на то Имя Всевышнего, которое начертано на мезузе. Поэтому, когда я прикрыл рукой Имя на мезузе, мой брат, Ребе, должен был мгновенно проснуться, чтобы начертать Его в своём воображении".
 
                                                                              Агит шабос,    Яков Доктор.
 
 

Теги: Недельная глава, хасидские истории, шабат