Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет большей неблагодарности по отношению к Творцу, чем пренебрегать телом, которое Он тебе дал»Рав Исроэль Салантер

Ваикра

10 марта 2011, 06:03

Отложить Отложено

На этой неделе мы начинаем третью Книгу Торы — Ваикра, и на этой же неделе начинается Второй месяц Адар. В еврейском календаре заложена зеркальность: месяцы полугодия, которое начинается с Тишрея, осенних праздников под эгидой Суда, и месяцы полугодия Милосердия, которое начинается с Нисана, параллельны и связаны между собой духовно. Месяцу раскаяния Элулю соответствует по этой схеме месяц Адар. Не случайно именно этот месяц выделен особыми Четырьмя Отрывками, которые читают по субботам в дополнение к недельной главе Торы. В чём смысл этих Четырёх Отрывков?

По простому смыслу — в памяти о подготовке к массовому паломничеству в Иерушалаим во времена Храма.

Прошлая суббота — Шабат Шкалим. Нисан — это начало нового года общественных жертвоприношений. С этого дня жертвы для храмовых жертвоприношений приобретаются только на средства из кассы пожертвований нового года. За месяц до этого, первого Адара, Сангедрин объявлял о сборе монет «полшекеля» для этих нужд, чтобы к первому Нисана собрать основную сумму.

Шабат перед Пуримом — Шабат Захор. Читая этот отрывок, мы выполняем мицву из Торы помнить о том, что сделал нам Амалек. Этот отрывок связан не только с Пуримом. Именно пожертвования «полшекеля», которые евреи приносили из года в год, являлись для нас надёжной защитой на Небесах от таких врагов, как злодей Аман.

«Пара» — отрывок о мицве красной коровы. Важнейшей подготовкой к паломничеству в Храм являлось очищение от духовной нечистоты. О законах приготовления средства очищения — воды, смешанной с пепелом красной коровы, — этот отрывок.

Отрывок «Ходеш» читают в субботу перед началом месяца Нисан. Он говорит о заповеди освящения начала месяцев и об устройстве нашего лунно-солнечного календаря.

Аптер Ребе זצק"ל זי"ע в книге «Оэв Исруэл» говорит об ином понимании смысла Четырёх Отрывков. Когда Всевышний творил миры, Он увидел в Своей Мудрости, что ничто сотворённое не может воспринимать Его бесконечный свет во всей его яркости и мощи. Даже миры Ацилут, наиболее приближённые к Первоисточнику, на это не способны, поскольку их природа ограничена по сравнению с самой сутью света Творца. Поэтому мир сотворён с помощью поэтапного «цимцума» — постепенного уменьшения и сокрытия Б-жественного света. Всевышний в Своей мудрости взвесил и отмерил каждому сотворённому миру его степень цимцума, сколько и в какой форме дать этому миру свет и жизненную силу. Миру срафим — в его мере, миру ангелов, миру небесных сфер, нижним мирам — в подходящей им форме и силе света. Всё это произошло при Творении мира. Как известно, мир «задуман» в месяце Тишрей, но сотворён реально в Нисане.

Все Четыре Отрывка связаны с подготовкой к Творению в Нисане. Шабат Шкалим связан с этим отмериванием и взвешиванием, о котором мы говорили («Шкалим» от слова «лишколь» — взвесить). Шабат Захор связан с памятью о Амалеке. Побочным последствием цимцума явилось образование зла. Там, где Б-жественный свет сокрыт, есть место для сил, мнящих себя автономными от Творца, есть место для клипы, наиболее активной силой которой является Амалек. Мы читаем Отрывок Захор, чтобы не забывать об этой силе и стереть её совершенно, да сбудется это скоро, в наши дни. Но даже когда имя Амалека будет стёрто, всё равно нам предстоит очищение от его нечистоты. Все его «следы», которые он в нас оставил, необходимо выстирать и очистить. Этому посвящён Отрывок Пара, который мы читаем после Захор. Когда мы полностью очистим себя от малейшей примеси зла, в то же мгновение придёт Освобождение и обновление всех миров. Тогда все признают Царство Всевышнего, и Он по-настоящему воцарится над всем Своим миром. Этому посвящён Отрывок Ходеш (от слова «хадаш» — обновление). Между Отрывками Пара и Ходеш не бывает перерыва, так как вслед за полным очищением сразу же наступает обновление.

Как мы можем знать, действительно ли наша служба угодна Всевышнему? Рабби Пинхас из Корицы זצק"ל זי"ע дает нам интересный признак. Тора и служение создают душе человека «одеяние». С помощью этого одеяния ночью, во время сна, душа поднимается в Небесный Храм и возносится на жертвеннике Михаэлем Первосвященником. Если утром, проснувшись, еврей чувствует воодушевление и жажду служить Творцу, этот огонь в душе происходит от огня Небесного Жертвенника, где она побывала. Но если днем человек учил Тору и исполнял заповеди безжизненно, без трепета и любви, то это не создаёт его душе «одеяния», и ей не с чем подняться ночью Наверх. В результате день такого человека начинается тяжело, нужно разогревать и пробуждать себя. О похожем признаке говорит и рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק"ל זי"ע . Когда Б-гу угодна наша молитва, Он специально посылает нам святые мысли, чтобы возгоревшись, мы с жаром продолжали говорить перед Ним ещё и ещё.

Рабби Исруэль из Рижина זצק"ל זי"ע был мастером объяснять сложнейшие вещи простыми и доступными словами. Вот один из его рассказов. Простой сельский житель первый раз в своей жизни попал во дворец. Здесь всё было роскошно и поразительно настолько, что крестьянин просто рот открыл от удивления и восхищения. Вдруг он увидел на стене возле себя небольшую цепочку, которая, как он подумал, может очень пригодиться в его хозяйстве. И решил он её унести с собой, всё равно никто не заметит этого среди такого изобилия и роскоши. Начал он её тянуть, но она не поддавалась, наверное, была прикреплена к стене. Тогда он принялся дёргать её всё сильнее и сильнее, пока окончательно не оторвал. Но на его беду цепочка была частью гигантской многометровой хрустальной люстры, которая висела под высоченными потолками зала. От его усилий вся люстра сотрясалась и наконец рухнула вниз и разбилась на мелкие части. Шум и скандал был неописуемый, бедный мужик просто глаза боялся открыть от стыда и страха. Но вельможа, хозяин дворца, был человеком мудрым. Он оценил ситуацию и взял с селянина только плату за цепочку, которую тот хотел украсть, он ведь не знал, к чему цепочка прикреплена.

Так и мы — как тот мужик. Находясь в большом дворце, в мире Творца, мы не можем правильно оценить связь между вещами, не знаем, что с чем связано и куда ведёт. Поэтому то запрещённое, что мы хотим себе позволить, это всего лишь маленькая цепочка в наших глазах. И не знаем мы, что разрушаем, бьём и ломаем, дёргая за нашу «маленькую цепочку».

Агит Шабос, Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории