Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему мы говорим лашон ара--часть первая

Отложить Отложено

 

Хафец Хаим пишет (Шмират аЛашон, Шаар аТвуна, гл. 13), что причины и привычки, побуждающие нас произносить лашон ара могут быть выражены фразой ''кол гейэином''--весь Ад.  На иврите это пишется буквами КЛ ГЙЭНМ (Э здесь обозначает ивритскую букву эй), которые расшифровываются следующим образом:


К--каас--гнев.  
Л--лейцанут--насмешка, ирония, сарказм.
Г--гаава--высокомерие, гордость.
Й--йеуш--отчаяние.  Имеется в виду, что ощущение невозможности выполнения этой заповеди ведет к тому, что мы не пытаемся ее соблюдать вообще.
Э--эфкер--дозволенность, то есть раз все говорят, то и мне можно.
Н--нирганут--ворчливость.
М--омер Мутар--считает, что это говорить можно, иначе говоря, тот случай, когда мы говорим лашон ара, потому что не осознаем, что эти конкретные слова произносить нельзя.

Давайте отдельно поговорим о каждой из этих причин.

 

Вот это говорить можно!


С этой проблемой, с одной стороны, все очень просто.  Если хочешь знать, что можно говорить, а что нельзя, то нужно детально изучать законы лашон ара (что мы и делаем на этом блоге).  И как мы уже говорили, на самом деле это лучший рецепт для всех остальных духовных недугов, возбуждающих лашон ара, на которые было указано выше.   Но с другой стороны, законов много, деталей в них тоже, поэтому следует набраться терпения и работать.  Задача легкая, но трудоемкая.

 

Да все так говорят!
 

В случае с общественным попустительством по отношению к запрету лашон ара, мне кажется, что, за последние почти 150 лет (Хафец Хаим написал книгу Шмират аЛашон в 1876 году), ситуация улучшилась.  Хотя нееврейский мир полностью потерял отвращение к сплетням и к злословию, среди евреев соблюдающих Тору, положение изменилось к лучшему .  Теперь все знают, что это плохо, и многие знают основные законы лашон ара.  Так что, если человек живет в религиозной среде, этот прием йецер ара уже не так сильно работает.  Другое дело, что тогда этот прием йецер ара превращается в предыдущий (про этого говорить можно, а это не лашон ара, а в бизнесе лашон ара разрешается и т.д.).  И посколько даже сейчас, к сожалению, очень большое количество соблюдающих евреев не знакомы с законами лашон ара, тот факт, что все ''это'' говорят, не может служить доказательством того, что ''это'' говорить можно.   Нужно, как и в предыдущем случае, учить законы лашон ара.

 

Еврей раввину:  А я способен на это?  Bедь так же рехнуться можно!
Раввин еврею: Я думаю, Семён Семёныч, что каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен.


Эта причина существует и поныне.  Действительно, со стороны иногда кажется, что соблюдение законов лашон ара приведет либо в пещеру, либо  в психушку.  Но, как мы уже много раз говорили, это не так. 

Во-первых, Творец не ставит перед нами невыполнимых задач.  Если в Торе есть какая-то мицва, обязательная для всех, значит каждый человек может с ней справиться, если приложит необходимые усилия.  

Во-вторых, есть правило, что когда человек решает очиститься от какого-нибудь греха, ему помогает свыше, и он находит в себе силы и способности, о которых он даже и не подозревал.    Из моего личного опыта (в моем случае, в области изучения Торы), могу сказать что это так, и даже больше чем мы предполагаем. 
 

И в-третьих, даже если не удастся полностью закрыть поток лашон ара, разве уменьшение количества лашон ара не станет немалым достижением?   Рассказывают, что когда Хафец Хаим написал свою одноименною книгу законов лашон ара, он сомневался, будет ли к ней интерес и изменит ли она что-нибудь в еврейской жизни.  Он поехал за советом к р. Исраелю Салантеру.  Тот выслушал его и ответил--''если из-за этой книги, все лишь один еврей вздохнет перед тем как сказать лашон ара, то даже ради этого стоит ее печатать''.    Тем более, если удастся себя удерживать от лашон ара, ведь за каждое несказанное слово лашон ара огромная награда ожидает нас.

 

Ах ты гад, ну сейчас ты у меня посмотришь!


Тут хотелось бы привести пример, с которым я недавно столкнулся. 
На собрание десятки русской синагоги города Н-ска, Рабинович (председатель) выступaeт с предложением организовать более поздний субботний миньян.  Сам Рабинович на уже существующий миньян вечно опаздывал, потому что любил поспать утром и поиграть в карты вечером.  Как кандидат наук в политической химии, Рабинович, до совещания, по-отдельности отловил всех членов десятки и вроде бы всех убедил.  И вот идет собрание, все поддакивают, Рабинович уже предвкушает сладкие субботние сны, кaк неожиданно Саша-программист (который, напомним, и моложе, и машину имеет, и денег больше получает и Торы больше учит) начинает резко возражать.   Пока Рабинович пытается привести свою челюсть в исходное положение, ветер начинает резко дуть не в ту сторону, и лодка нового миньяна начинает давать сильную течь.  Рабинович наконец-то приходит в себя и быстро закрывает тему.  
После совещания, Рабинович, пылая внутри исключительно праведным гневом, подходит к Боре Когану и говорит--''знаешь почему Саша был против?  Потому что он в главном миньяне габай (организатор), а ему не хочется, чтобы в синагоге был еще один габай, чтобы свое место не потерять''. 

Тут все понятно.  Выходим из себя, теряем самообладание и высказываем то, что потом очень хочется забыть.  С этим ничего не поделаешь.  Надо работать над собой, чтобы этого не произошло.  Другого выхода нет.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Теги не заданы