Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запрет злорадства и законы лашон а-ра, или обсуждение выборов в США в русской синагоге города Н-ска

Отложить Отложено

Все пишут об американских выборах.  О них тоже можно будет поговорить, но, я думаю, только где-то через месяц, когда все утрясется.  А пока давайте поговорим об одном интересном последствие выборов – о злорадстве.  Проигравшие скорбят, а выигравшие злорадствуют. 

Злорадство – определенно, вещь плохая.  В Торе мы встречаемся со злорадством в главе Бо (Шмот 11:5). Б-г сообщает Моше-рабейну, что он накажет Египет и умрет каждый первенец: от первенца фараона, сидящего на троне, до первенца рабыни за жерновами.

Ну, за что наказывают египтян – понятно.  А в чем виновата бедная рабыня и ее первенец, которые порабощены наравне с евреями?  Раши объясняет что, во-первых, они тоже помыкали евреями (очевидно, даже среди угнетенных была своя иерархия, в которой евреи занимали самое последнее место) и так же радовались (рабы-неевреи) их (еврейскому) несчастью.  То есть вместо того, чтобы испытывать классовую солидарность и сочувствовать тем, кто также оказался в их положении, рабы-неевреи злорадствовали.  И за это были наказаны. 

Как мы видим, злорадство – ужасный духовный изъян, который может привести даже к гибели!

 

У этого правила есть исключение.  Его мы находим в другой книге Танаха, в свитке Эстер.  Аману было приказано провести Мордехая по городу и оказать ему всякие почести.  Талмуд (Мегила 16a) сообщает, что Мордехай при этом всячески унижал и издевался на Аманом.  На вопрос Амана: «Разве не написано в вашей Торе –  падению твоего врага не радуйся (Мишлей 24:17)?» –  Мордехай ответил:  «Там идет речь о евреях».

Перед тем как вы скажете: «Расизм? Как так, значит, над неевреем злорадствовать можно?» – замечу, что слова Талмуда всегда нужно понимать в контексте.  А контекст – целый Талмуд.  А в другом месте (Санъэдрин 39б, Мегила 10б), Талмуд говорит, что, когда египтяне потонули в море, а ангелы хотели петь хвалебную песню, Б-г их останавливает, говоря: «Творения моих рук тонут в море, а вы хотите воздавать хвалу?»  И до сих пор по этой причине мы не говорим полный Алель в Песах (за исключением первого дня в Израиле и двух первых дней в галуте) пишет Хафец Хаим (Мишна Брура 490:7).  Поскольку радость неполная, раз наши враги погибли.  И тем более нельзя злорадствовать по поводу их гибели.

 

Выходит, что эти два отрывка из Талмуда противоречат друг другу.  От одного из моих учителей я слышал следующее решение этого противоречия, которое он процитировал от имени Шла аКадош. 

Когда Мордехай говорит Аману, что запрет на злорадство из-за падения врага относится только к евреям, он имеет в виду, что по отношению к евреям этот запрет абсолютен.  Никогда нельзя радоваться падению твоего брата.  А по отношению к неевреям –  зависит от человека.  Если речь идет о бытовом зле, которое представляли египтяне, то злорадствовать нельзя.  Но если речь идет о зле мирового масштаба, как Аман, который пытался уничтожить весь еврейских народ, то тут злорадствовать можно и даже нужно. 

Поэтому, как мы видим, когда речь идет о выборах президента в США, то злорадствовать не надо.  Ни Трамп, ни Байден, даже если принять самую худшую окраску их поведения (см. в комментах к  https://toldot.com/blogs/muchnik/muchnik_3856.html, где представлены обе точки зрения), ни их сторонники – на Амана или  Гитлера совсем не тянут. 

 

Поэтому злорадствовать мы не будем, а лучше рассмотрим, как запрет злорадства отражается на законах лашон а-ра.

Хафец Хаим (Законы лашон а-ра, гл. 10, пар.1-2) приводит разрешение, при соблюдении восьми условий (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_3279.html), говорить лашон а-ра о человеке, который поступил плохо по отношению к другому человеку, например, его ударил, оскорбил или украл что-нибудь.

Однако, пишет Хафец Хаим (гл. 10, пар. 3):  "все это (то есть разрешение, приведенное выше), только если сообщающий лучше него (обидчика).  Но если он тоже грешен, как тот (обидчик), и он тоже болеет теми же грехами, как и тот (о котором он собирается говорить лашон а-ра), то тогда ему нельзя предавать событие публичности (асур лефарсмо).  Потому что такой человек будет раскрывать секреты (то есть информацию, которая не известна широкой публике) не ради добра и не из страха (перед Небесами), а для того, чтобы злорадствовать и унижать его (обидчика) этим. 

А про это уже сказано: «И припомню я кровь (пролитую) в Изреэли дому Йеу» (Ошея 1:4). Ведь несмотря на то, что Йеу (царь Израиля) сделал мицву, истребив дом Ахава (предыдущую династию) в Изреэли по приказу пророка, и за это заслужил царствование (династии Йеу) на четыре поколения, как сказано: «Поскольку ты сделал с домом Ахава то, что было в Моем Сердце, – твои праправнуки будут сидеть на троне Израиля.  И несмотря на все это, в конце концов припомнили (династии Йеу) (пролитую) кровь (дома) Ахава, поскольку он (Йеу) тоже имел много грехов."

 

Итак, Хафец Хаим устанавливает, что человек не может говорить лашон а-ра о проступке другого человека, если он сам регулярно нарушает тот же самый закон. Поскольку в этом случае мотивацией будет не желание помочь обиженному или осудить зло, а злорадство, что кто-то еще тоже совершает такой же проступок. 

Чтобы лучше усвоить эту алаху – история из жизни израильского города Н-ска.

 

 

КАК В РУССКОЙ СИНАГОГЕ ГОРОДА Н-СКА ОБСУЖДАЛИ ВЫБОРЫ В США

 

Как и во всем мире, в русской синагоге тоже очень пристально следили за результатами американских выборов.  Впрочем, обходилось без горячих споров, поскольку все были согласны, что никакой другой президент не развязывал Израилю руки, как Трамп, и поэтому, естественно, все болели за него.

На следующий день после выборов политическая погода была невеселая, а по ходу недели она только ухудшалась.  Наконец в Шабат, на улице (коронавирус все-таки), возникла та самая политическая дискуссия, к которой, ну, скажем тут, отношение было разное.  Дядя Миша ждал ее с вожделением, чтобы было с кем поделиться всей информацией, которую дядя Миша, большой трампист, собирал со всех просторов русскоязычного (иного он не знал) Интернета.  Гольдштейн тоже предусмотрительно запасался информацией, чтобы в случае чего можно было срезать дядю Мишу.  

Новый рав, наоборот, опасался этой дискуссии, поскольку справедливо считал, что политика напрочь вышибет все остальные разговоры и обсуждение гораздо более важных тем, например, недельной главы Торы и еженедельного урока алахи, который давал новый рав.   

Влад-программист (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_3419.html), который вращался все время в левом окружении работников хай-тека из северного Тель-Авива и окрестностей, был подпольным анти-трампистом и предвкушал наслаждение поражением Трампа.  А Рабинович, Боря Коган и Паша-Пинхас просто соскучились за время различных карантинов, локдаунов и вирусов по нормальному разговору о чем-нибудь.

 

Как и ожидалось, дядя Миша открыл прения яркой речью, обвиняющей демократов в массовых фальсификациях, полной сочувствия Трампу, преследуемому лживой прессой, и наконец, продемонстрировав неожиданно глубокие познания в системе и процедуре выборов президента США, закончил свою речь фразой: «Ибо Верховный Суд – наш!»

Пока Рабинович, Боря Коган и старый Наум поддакивали и задавали уточняющие вопросы, дядя Миша, отвечая,  с опаской смотрел вокруг, ожидая нападок Гольдштейна.  Hо угроза пришла совсем с другой стороны.

 – Подожди, – сказал Паша-Пинхас, – как же так? Трамп же – власть!  У него ЦРУ, ФБР, прокуроры, менты –  (Паша, если помните, очень долго жил на Крайнем Севере в местах лишения свободы).  – Как же он дал у себя украсть выборы?  Что ж он, совсем криворукий, не знал, с кем имеет дело?  Почему он всех не посадил?

Дядя Миша был несколько обескуражен таким вопросом, но быстро и находчиво ответил:

– Ты что, о чем ты говоришь? Там же болото, там сидят все элиты и его едят.  Эти ФБР и ЦРУ – они небось все сидят на зарплате у Сороса,  это же все это вот их глубинное государство, дeп фейк по-английски его там называют!

Тут Влад-программист, до этого сидевший в подполье, неожиданно для всех рассмеялся:

Дип фейк, дядя Миша, это то, чем Вас пичкают на русском телевидении.  Это просто  брехня, а Трамп все врет, как обычно.  А дип стейт, или глубокое государство, – это все теории заговоров, в которые нормальный человек верить не может.

– Ты меня ненормальным называешь? – Возмутился дядя Миша.

– Да нет, вы просто обычный старый русский человек, другого языка не знаете, вот и живете совковым прошлым и с совковыми идеями про заговоры и махинации в голове.  «Это все придумал Сорос, в восемнадцатом году» – передразнил Влад-программист и дядю Мишу и его сверстника, великого русского поэта с еврейскими корнями.

Дядя Миша уже привык к язвительным опровержениям и издевательским уточнениям Гольдштейна, но такого хамства он не испытывал очень, очень давно. 

 

Разговор быстро утих, и все разошлись.  Гольдштейн, которому было немного досадно, что Влад его опередил (а у него, Гольдштейна, уже имелось два возражения и уточнение по поводу партийной власти в штатах Аризонаи, Невада и Джорджия, которые бы лихо срезали дядю Мишу), шел домой и встретил Хасидашвили, который дискуссию пропустил. Гольдштейн ему все рассказал и закончил следующим суждением:

– Как некрасиво!  Какое неуважение к старшим! Тлетворное влияние Израиля, я вам скажу.  Нас так относиться к старшим не учили.  Какой Влад все-таки хам.  Нужно его осудить, чтобы больше так не делал!

 

Можно ли сказать такое про Влада-программиста?  Да, и это не будет лашон а-ра.  Влад поступил некрасиво, и можно рассказывать об этом поступке при соблюдении условий, которые указывает Хафец Хаим (см. https://toldot.com/blogs/leib/leib_3438.html ), чтобы дядя Миша не чувствовал себя униженным, а Влад, может, и извинился бы.

 

Но проблема в том, что эту критику Влада выражает не абстрактный (или даже конкретный) Рабинович, а Гольдштейн.  А у Гольдштейна, очевидно, отсутствует одно условие – чистота побуждений.   О чем ему напомнил Хасидашвили, от негодования путая падежи и мягкие знаки:

– Слющай, что ты такой балшой цадикь стал, а?  Да ты сам несчастно дядю Мишу до инфаркт каждый ден доводишь, а тепер ты о нем такь заботишься!  Сам в грязи, да еще и Влад туда тащишь. Ты сначала сам умойсa, а патомь будешь других гигиена учит!

 

Теги: Мусар, Лашон ара, Хафец Хаим, Политика, алаха, выборы, злорадство