Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О чём следует помнить

Отложить Отложено

Мы склонны рассматривать книги ТаНаХа*в свете наших субъективных представлений. Эти представления - результат опыта, образа жизни и сложившихся взглядов. Но чтобы правильно оценить события, изложенные в ТаНаХе, следует понять три вещи.

Первую из них объясняет книга Кузари: “... вне всякого сомнения, записавший текст (книг Пророков и Писаний) не ощущал скрытой подоплёки событий, но зафиксировал только то, что было известно и открыто всем. Почти ничего не сообщается о Йошуа бин Нун, о мудрости, полученной им от Всевышнего и Моше Рабейну, но упоминается день, когда евреи предстали перед Ярденом (рекой Иордан) и момент, когда остановилось солнце. Обозначен также день обрезания сыновей Израиля непосредственно перед вторжением в Эрец Исроэль - словом всё, что было известно многим. То же самое - в рассказах о Шимшоне (Самсоне), Деворе, Гидоне, Шмуэле, Давиде и Шломо Текст Писания не упоминает ни их личных достоинств, ни причин, заставлявших их поступать так или иначе, за исключением нескольких высказываний царя Шломо.

В то же время говорится о роскошных застольях последнего, его неисчислимом богатстве, но ни слова об удивительной мудрости, если не считать спора двух распутниц, поскольку именно этот эпизод происходил в присутствии множества народа. Несметное число других удивительных вещей не упоминается вообще…” Говоря о Шимшоне, книга Шофтим повествует только о его подвигах. Но тот же Шимшон судил народ Израиля на протяжении двадцати лет. Он принадлежал к числу получивших наследие Торы в полном объёме от самого Йошуа бен Нуна. Шимшон был величайшим знатоком Учения в своём поколении, но о его величии в Торе, о его духовном уровне в Писании - ни слова.

То же - царь Давид. Только из написанного им самим, из псалмов, мы имеем представление о возвышенной духовности этого человека. Писание же говорит лишь о героизме и наиболее известных случаях из его жизни. О праведности и неизбывном смирении мы узнаём лишь из Устной Торы, передаваемой из поколения в поколение.

Выходит, что без надёжной цепочки передачи информации, которой является Устная Тора, мы бы не могли ни узнать, ни понять происходящее в ТаНаХе, не сумели бы как следует познакомиться с людьми, играющими там первейшую роль. Писание говорит лишь об общеизвестном, о том, что на поверхности. О сокрытом - духовном величии этих людей - мы узнаем лишь от благословенной памяти Мудрецов.

По этой причине следует быть предельно осторожным при прочитывании двадцати четырёх Святых книг, имея в виду, что только вместе с Устной Торой они составляют цельный образ. Путь Торы в сокрытии, умалчивании наиболее глубоких и серьёзных вещей. Их передача доверяется лишь надёжнейшему из проводников, которым является Устная Традиция, от учителя к ученику.

Второе, что следует помнить - книги ТаНаХа написаны по указанию и под непосредственным влиянием Создателя мира, пророческим даром. Поэтому оценка героев ТаНаХа не может укладываться в рамки простых человеческих критериев, но должна измеряться посредством абсолютных Б-жественных оценок. А критерий Всевышнего таков: “Праведнейшим своим не поверит (что не согрешат) и посланникам своим не воздаст хвалу…”.

Даже величайшие из людей, подобные нашим праотцам, Моше Рабейну и Аарону, представ перед Его судом, попадут под град обвинений и претензий. Глубина Меры Суда столь глобальна, что не поддаётся человеческому постижению. Поступки и вещи, включённые в систему Святости, могут быть опротестованы и подвергнуты строжайшей критике из-за малейшего несовершенства, изъяна настолько малого, что не в силах человека его ощутить.

Про Моше и Аарона сказано: “…Не поверили в Меня, чтобы освятить…” - обвинение за проступок, который сам Моше рабейну, при всей своей чувствительности к подобным вещам, “доверенный дома” не смог осознать. Говоря о “грехах” в ТаНаХе, мы должны всегда помнить, что Б-г Истины не спускает своим праведникам вины и на “толщину волоска”! В отношении их проступков Он не допускает ни малейшего послабления. Но всё это “грехи” по Б-жественной, но отнюдь не человеческой мерке.

Понимание этого - важнейшая предпосылка для изучения книг ТаНаХа. Не учитывая приведённого обстоятельства, нельзя приступать к рассмотрению “промахов” выдающихся личностей, упоминаемых в Писании. У нас просто-напросто отсутствует самое начальное понятие о том, что подразумевается под подобным “грехом”. Каждый из них должен быть измерен по шкале самого Б-га.

Намёк на это приводится в главе Бэалотхо, где говорится: “И был народ словно совершающим зло в глазах Б-га…” Не даром сказано: “В глазах Б-га..” – то есть по мерке Всевышнего, но не людской.

То же самое разведчики (мераглим). Рациональный склад человеческого ума не в состоянии воспринять суть преступления этих выдающихся людей, среди которых Йошуа и Калев - отнюдь не из первого ряда. Перечисление имён в главе “Шлах леха”, - говорит Рамбан, - указывает на место, занимаемое каждым из этих людей в духовной градации.

И, наконец, третье. Изучая книги ТаНаХа, необходимо принять в расчёт обстоятельство, что духовный разрыв между нами и первыми поколениями евреев, о которых говорится в Писании, огромен. “Если первые подобны ангелам, - говорится в Гемаре, - то мы относимся к роду людей, но если их назвать “людьми”, мы уподобимся “ослам””. “Сердца “первых” - словно вход в необозримый зал, а сердца “последних” подобны игольному ушку”.

Об этом спорят Абайе и Рова, когда, говоря о “последних”, имеют в виду своё поколение, поколение Амораим. Из этого спора становится ясно, что различие между первыми и последними поколениями евреев - качественное. То есть способность к восприятию тончайших духовных движений у последних почти на нулевом уровне.

Если вспомнить, что под “первыми” в Гемаре подразумеваются ранние поколения Амораим, мудрецов Талмуда, а под “последними” – поколение Абайе и Ровы, которых навещал сам пророк Элияу, то что говорить о нас, живущих много столетий спустя? И если таково различие между поколениями Амораим, какова же тогда разница между нами и поколением ТаНаХа?! Об этом колоссальном различии ни на мгновение нельзя забывать, когда мы открываем любую из книг ТаНаХа.

Итак, перед нами три обстоятельства, без которых невозможно приступить к изучению Священных Книг. Повторим:

*Автор Писании не ощущал скрытых в них тайн - мы черпаем их из Устной Торы.

*Создатель мира - Б-г Правды - открывает все прегрешения своих праведников, до последней капли, но “грехи” эти следует измерять только по абсолютной Б-жественной шкале.

*Мы, изучающие ТаНаХ, удалены и отделены от героев ТаНаХа бесчисленными качественными уровнями, и нет никакой возможности их духовную ступень сравнить с нашей.

 

Из книги «Падение и взлёт». По предисловию раби Шломо Вольпе זצ"ל к книге «Мишбецот заав» на сэфер Йошуа.

Теги: Переводы, Еврейство